Административный штраф фас

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административный штраф фас". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

ВС РФ: непредставление документов по «антимонопольному» запросу ФАС России нельзя признать малозначительным проступком

AndrewLozovyi / Depositphotos.com

Ни при каких условиях не может быть признано малозначительным правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 19.8 КоАП (отказ, просрочка либо представление в ФАС России ложных сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством), потому что оно подрывает основы государственности, нарушает нормальное функционирование государственных институтов, может привести к искажению результатов контрольных мероприятий, нарушению прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц. На это указала Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, отменяя решения нижестоящих судов и передавая дело на новое рассмотрение (Определение ВС РФ от 16 апреля 2019 г. № 307-АД18-24091).

Ранее ФАС России запросила у хозяйствующего субъекта огромный массив сведений, необходимый ведомству для проверки возможного факта нарушения антимонопольного законодательства. Запрошенные документы не были представлены – ни в срок, указанный в запросе, ни вообще, — потому что их было слишком много, и потому что часть документов ведомство запросило в определенном формате, в котором у самого хозяйствующего субъекта этих сведений не было. Кроме того, запрос был – по мнению хозяйствующего субъекта – немотивирован должным образом. Все эти отговорки явствовали из писем – между антимонопольным ведомством и потенциальным монополистом завязалась оживленная переписка.

За непредставление запрошенных сведений ФАС России наложила штраф в 150 тыс. руб. по ч. 5 ст. 19.8 КоАП РФ. Размер штрафа был мотивирован отягчающим обстоятельством – продолжением противоправного поведения, несмотря на требование прекратить его.

Штраф был обжалован в суде.

Суды трех инстанций прислушались к доводам нарушителя – о том, что спорный запрос являлся неисполнимым и не отвечал критериям мотивированности в части содержания и объема истребуемой информации. Однако совершенно обелить нарушителя, признав его невиновным не решились.

Вместо этого суд пришел к следующему:

  • с одной стороны, нарушитель не доказал, что принял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований антимонопольного органа, а также не доказал, что ему могли помешать какие-либо чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства. Стало быть, событие и состав правонарушения имеются;
  • с другой стороны, нарушение было совершено впервые, а нарушитель смог доказать свою «направленность действий на представление документов и информации»;
  • а раз так, то в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не имеется, а совершенное правонарушение нужно квалифицировать как малозначительное.

В итоге постановление ФАС России было отменено со ссылкой на ст. 2.9 КоАП РФ судом первой инстанции; решение «устояло» и в апелляции, и в кассации.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, рассмотрев жалобу ФАС России, отметила следующее:

В итоге дело отправилось на пересмотр в суд первой инстанции.

Как оплатить административный штраф ФАС

Основания для уплаты штрафа

Заказчики и участники закупок несут ответственность, в т. ч. административную, за несоблюдение законодательства и других нормативных актов контрактной системы (ч. 1 ст. 107 № 44-ФЗ). После рассмотрения дела о таком правонарушении и необходимых проверок контрольным органом (ФАС) назначается административный штраф. И перед нарушителем встают два вопроса: сколько времени дается на оплату административного штрафа и как заполнять платежку.

В качестве примера рассмотрим Постановление о наложении штрафа по делу № 220-гз/17. В документе рассматривают случай, когда заказчик изменил существенные условия контракта, которые касаются порядка оплаты за работы поставщика. Из содержания можно узнать все этапы, которые предшествовали назначению административного штрафа:

  1. Заключение 4 контрактов на уборку территорий по результатам аукционов.
  2. Заключение дополнительных соглашений об изменении п. 8 контрактов (порядок оплаты работ).
  3. Прокурорская проверка на предмет соблюдения заказчиком положений № 44-ФЗ.
  4. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении от 09.11.2017 против должностного лица заказчика.
  5. Поступление письменных пояснений от защитника обвиняемого с доводами об отсутствии вины последнего.
  6. Признание доводов защиты несостоятельными.
  7. Выявление нарушений заказчиком ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 № 44-ФЗ.

В итоге наложили административный штраф в размере 20 000 руб. по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. При назначении суммы были учтены обстоятельства дела, доводы представителя заказчика. В деле отсутствовали смягчающие обстоятельства, которые бы помогли избежать административного штрафа.

Как платить через сайт «Госуслуги»

На госуслугах тоже не берут никаких комиссий за оплату штрафа онлайн.

Шаг 1. Регистрация на сайте. Нужно будет подготовить паспорт, СНИЛС, вспомнить свой адрес электронной почты и номер контактного телефона.

Шаг 2. Если вы уже регистрировались на сайте, нужно просто войти в личный кабинет.

Шаг 3. В верхней части экрана найдите кнопку «Оплата», нажмите на нее, а затем нажмите кнопку «Оплата по номеру квитанции». Можно поступить так: с правой стороны экрана отыщите кнопку «Оплата по квитанции», она находится на синем поле.

Шаг 4. В пустом поле введите номер с квитка штрафа, при необходимости заполните все необходимые поля (система выдает подсказки автоматически, вы не сможете ничего пропустить).

Шаг 5. Проведите оплату своего административного штрафа.

Для оплаты штрафов можно воспользоваться банковской картой, электронным кошельком.

Можно оплатить квитанцию через «Госуслуги», войдя не на сайт или приложение, а через Сбербанк Онлайн. Особого смысла в этом нет, если у вас установлены оба приложения, но платить через Сбербанк будет несколько проще.

Скачать Постановление

Именно на основании этого Постановления ФАС и производится оплата штрафов административного правонарушения в сфере госзакупок.

Как платить по штрафу через терминал

Еще один из способов оплатить назначенный штраф — в терминале либо банкомате. У этого способа есть свои плюсы, например, не потребуется интернет, не нужно будет идти в отделение банка и заполнять платежку на штраф. Но и минус есть, причем существенный: за оплату через банкомат берут комиссию. Поэтому с собой нужно будет взять только пластиковую карту или наличные с учетом того, что заплатить придется больше, чем написано в квитанции по штрафу.

Читайте так же:  Наказание за мелкое хищение чужого имущества

Порядок действий такой:

  1. Вставить карточку и ввести свой ПИН-код.
  2. В появившемся меню найти пункт «Оплата налогов, пошлин, ГИБДД, бюджетные платежи».
  3. Найти и выбрать нужный вам тип штрафа.
  4. Ввести реквизиты (это делается по квитанции, и лучше лишний раз проверить всю информацию).
  5. Вручную ввести сумму административного штрафа.
  6. Еще раз проверить правильность введения данных и нажать на кнопку подтверждения операции.
  7. Взять квитанцию, которая будет подтверждать оплату штрафа. Не теряйте и не выбрасывайте ее.

Комиссия составит 2 % от суммы платежа. Для сравнения, если внести всю сумму по административному штрафу в кассу банка, комиссия будет около 40-50 рублей за каждую оплаченную квитанцию. Вы имеете право выбирать более выгодный вариант.

Где взять реквизиты для платежа

В конце Постановления обязательно указывают и реквизиты, на которые следует перечислить деньги в счет административного штрафа. Понадобятся указать:

  • наименование получателя (например, Новгородское управление ФАС России);
  • ИНН и КПП;
  • лицевой счет (при необходимости);
  • код бюджетной классификации (КБК);
  • ОКТМО;
  • название и город банка, в который поступит административный штраф;
  • БИК;
  • расчетный счет.

Обязательно прописывается и назначение платежа по штрафу в виде документа-основания (Постановление ФАС с номером и датой).

В какие сроки платить

Вот сколько дней дается на оплату административного штрафа:

  1. У нарушителя на обжалование решения о назначении штрафа есть 10 суток со дня получения Постановления. По истечении этого периода решение ФАС вступает в законную силу и платить штраф придется в любом случае.
  2. С этого момента деньги в сумме штрафа должны быть перечислены в бюджет в течение 60 дней. Такой срок установлен ч. 1 ст. 32.2 КоАП.

Если для штрафа предусмотрена рассрочка или отсрочка, то заплатить нужно не позднее чем через 60 дней после истечения их срока (ст. 31.5 КоАП). То есть безнаказанно не платить свой административный штраф год или два не выйдет: за это предусмотрена ответственность.

После уплаты штрафа плательщик должен предоставить в контрольный орган документ, подтверждающий факт перевода денег.

Как заполнить платежное поручение

Платежный документ нужно заполнять в соответствии с реквизитами, указанными в Постановлении ФАС.

Административные наказания за нарушения антимонопольного законодательства

Дата публикации: 27.11.2019 2019-11-27

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Погуляева М. В. Административные наказания за нарушения антимонопольного законодательства // Молодой ученый. — 2019. — №48. — С. 277-279. — URL https://moluch.ru/archive/286/64449/ (дата обращения: 17.02.2020).

Ключевые слова: административная ответственность, антимонопольное законодательство, экономическая деятельность, санкция.

В научной литературе отмечается высокая роль и необходимость исследования административных наказаний, ввиду существенной значимости применения санкций в целях обеспечении правопорядка и законности.

Буквально каждый год Правительство РФ вносит те или иные изменения, дополнения в Федеральный закон (далее — ФЗ) от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ, так называемый «второй антимонопольный пакет».

Под административным наказанием понимается мера государственного принуждения, осуществляемого помимо воли лица, в отношении которого оно применяется. Применение наказания определяется негативной реакцией государства на нарушение охраняемых административным правом отношений (норм). Административные санкции применяются к нарушителям в целях защиты правопорядка, оказания воспитательного воздействия, предупреждения новых прецедентов как лицом, его совершившим (частная превенция), так и иными лицами (общая превенция).

Нельзя не разделить позицию Конституционного Суда РФ о цели применения мер административной ответственности в области антимонопольного законодательства: «предупреждение совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами, стимулирование правомерного поведения хозяйствующих субъектов, иных лиц, а также необходимость защиты российского рынка, развития национальной экономики, обеспечения наиболее эффективного использования инструментов антимонопольного контроля и регулирования, т. е. реализация значимых задач экономической политики Российской Федерации» [1].

Административно-правовая ответственность за совершение нарушений в сфере антимонопольного регулирования предполагает под собой применение санкции в виде штрафа и дисквалификации. Оба наказания являются основными.

Штраф — это материальная санкция, которая выражается в принудительном наложении взыскания денежных средств в доход государства.

Как утверждает И. В. Максимов: «штраф является первым из ныне известных административных наказаний» [3]. Именно штрафная санкция предусмотрена почти всеми статьями КоАП РФ.

По официальным данным доклада ФАС о состоянии конкуренции в Российской Федерации всего в 2018 году было возбуждено 30 377 дел об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок. Общая сумма взысканных штрафов только за первое полугодие 2018 года составила 51 млн. рублей, что в полтора раза больше, чем за аналогичный период 2017 года [4].

Административное наказание в виде штрафа применимо как к физическим (гражданам или должностным лицам), так и к юридическим лицам.

К примеру, фиксированный штраф предусмотрен в ч. 1 ст. 14.9, ч. 1 ст. 14.31 КоАП РФ и в других статьях. Он применим как для физических (должностных), так и для юридических лиц в определенных законом случаях. Предусмотренное ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентного соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий (ч. 1 ст. 14.32), координация экономической деятельности, квалифицированный состав недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 14.33) влечет для юридических лиц как и для хозяйствующих субъектов наложение оборотного штрафа.

Понятие оборотного штрафа определено тем, что он исчисляется в процентном отношении от оборота, т. е. от конкретной суммы выручки правонарушителя в результате реализации соответствующего товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, либо суммы расходов правонарушителя на приобретение товара, на рынке которого совершено правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором оно было выявлено, либо за предшествующую дате выявления часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году (п. 3 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

Читайте так же:  Административный арест за неуплату алиментов

И. В. Максимов отмечает: «размер оборотного штрафа устанавливается в зависимости от содержания объективной стороны правонарушения», то есть назначенное наказание соразмерно тяжести совершенного правонарушения [3].

Вместе с тем, в качестве недостатка указанного штрафа можно выделить возможное ограничение права собственности и свободы экономической деятельности, ввиду существенных сумм налагаемых взысканий. Санкция в виде оборотного штрафа в соответствии с действующим КоАП РФ применяется исключительно к хозяйствующим субъектам — юридическим лицам как судами, так и антимонопольными органами. Величина оборотного штрафа, которая рассчитывается на основании формулы, закрепленной в нормах Кодекса может образовывать денежную сумму, многократно превышающую предельную верхнюю границу штрафа для юридических лиц, в соответствии со ст. 3.5. КоАП РФ (по общему правилу правоприменительной практики 1 млн. рублей).

Так, в августе 2016 года Управление ФАС в Санкт-Петербурге оштрафовало компанию «Данон Россия» (в группу входят 20 заводов, на которых выпускается продукция под брендами Danone, «Активиа», Actimel, «Растишка», «Даниссимо», «Простоквашино» и другие) на общую суму в размере 162,4 миллиона рублей за дискриминацию поставщиков сырого молока. Антимонопольное ведомство выяснило, что компания рассчитывала базовые закупочные цены на сырое молоко для разных поставщиков «по непрозрачным методикам», что, как посчитали в ведомстве, противоречит статье 10 закона «О защите конкуренции» [5].

Что же касается дисквалификации, следует отметить, что в качестве меры наказания данная санкция стала применятся относительно недавно — одновременно с появлением антиконкурентных составов административных правонарушений (ст. 14.1–14.33 КоАП РФ).

Под дисквалификацией следует определять меру ограничения конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Дисквалификация проявляется в ограничении определенных прав и состоит из двух карательных элементов: лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении права замещения руководящих должностей на срок от 6 месяцев до 3 лет в службе на государство и в бизнесе. То есть дисквалификации может подлежать только специальный субъект, входящий в перечень соответствующей статьи КоАП РФ. Важно подчеркнуть, что данная мера административной ответственности применима только к физическим лицам, и исключительно по решению суда.

Резюмируя, нельзя не разделить позицию А. К. Костылева: «Процесс преодоления правонарушений связан с комплексным решением ряда экономических, политических, социальных проблем и задач, стоящих перед обществом по улучшению материального благосостояния народа, устранению социального неравенства, правовому воспитанию, обеспечению законности и правопорядка» [2, с. 69]. Действительно, такой подход будет способствовать преодолению тенденции роста числа правонарушений в сфере антимонопольного законодательства.

Проанализировав административные наказания за нарушение антимонопольного законодательства можно сделать ряд следующих выводов.

Субъект административной ответственности, в отношении которого вынесено предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 14.31, 14.32 и 14.33 КоАП РФ, если такое предписание исполнено в полном объеме.

При применении санкции статьи КоАП за совершение административного правонарушения учитываются обстоятельства, смягчающие, или же отягчающие ответственность нарушителя.

Необходимо обратить внимание на примечание к ст. 14.40 КоАП РФ, где административная ответственность, предусмотренная ч. 5 настоящей статьи, устанавливается «в зависимости от степени вины хозяйствующего субъекта, который осуществляет торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров в торговые сети». Однако, само определение «степень вины» Кодексом не регламентировано, что, является нарушением юридической техники, что диктует необходимость и целесообразность его исключения из Кодекса.

Обоснованным также представляется ограничение круга субъектов правонарушений по ч. 5 ст. 14.32 КоАП РФ (недопустимая координация экономической деятельности) путем исключения граждан, ввиду того, что по данной норме отсутствует какая-либо правоприменительная практика с момента ее появления в КоАП РФ.

Вместе с тем, в целях совершенствования антимонопольными органами правоприменительной практики мер пресечения приведенных в санкциях соответствующих статей КоАП, эффективным следует определить необходимость принятия актуального, всестороннего и объективного разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим в связи с применением судами антимонопольного законодательства, включив в него разъяснения по всем составам «антимонопольных” статьей КоАП РФ, которое придет на замену морально устаревшего Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства».

Фас штрафы

  • Вовремя не оплатили штраф ФАС, они составили протокол, опоздание 1 день.

Советы юристов:

5.1. Здравствуйте,
Вполне могут отказать. Придется ждать 2 года после вынесения постановления о вынесении административного правонарушения.

Желаю Вам удачи и всех благ!

Видео (кликните для воспроизведения).

7.2. Добрый день. На Ваш вопрос я могу Вам дать ответ следующего содержания:

Да, можете пробовать отменить штраф сославшись в суде на ст. 2.9 КоАП РФ

Спасибо за обращение на сайт.

12.2. По 44-ФЗ в декабре 2016 года по аукциону была жалоба в ФАС от участника закупки. Нами была отменена данная закупка, при этом ФАС не стали накладывать штраф в связи с тем, что нарушение было незначительное. В январе 2017 года прокуратура накладывает за данное нарушение штраф (полагаясь на то, что они должны реагировать на нарушения). Правомочно ли это?

Читайте так же:  Иск по делу об административном правонарушении

Штраф ФАС

Юридический центр «Order Development» осуществляет защиту юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при привлечении к административной ответственности надзорными органами Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации.
Юридический центр поможет избежать вынесения постановления об административном правонарушении по результатам проверки ФАС в области антимонопольного законодательства.

Цены на услуги юридической помощи при проверке ФАС

Защита от штрафов ФАС, включая представление интересов организации в судебных и административных органах.
  • 60 000 руб. – 1 постановление
  • за последующие — 10 000 руб./шт

Функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках.

На данный момент существует 5 законных способов ухода от административной ответственности по результатам проверки ФАС, позволяющих избежать наложения штрафов ФАС. Таким образом вы можете выбрать оптимальный и более подходящий вариант для вас и вашей организации и выйти из сложившейся ситуации без каких-либо потерь.

Если у вас проводилась проверка ФАС или вас привлекают по делу об административном правонарушении юристы нашей организации помогут отменить штрафы и результаты проверок ФАС.

Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.

В целях осуществления поставленных задач ФАС России в лице своих территориальных органов проводит плановые и внеплановые проверки как самостоятельно, так и совместно с Прокуратурой.

В случае выявления нарушений норм Федерального законодательства, антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения, руководствуясь при этом нормами КоАП РФ.

Таблица штрафов Федеральной антимонопольной службы ФАС РФ

Вид нарушения Статья КоАП Размер штрафа, руб.
Неправильный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
Принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований ФЗ-44 Часть 1
статьи 7.29.
30 000
Выбор иного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона Часть 2
статьи 7.29.
50 000
Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса в случаях, не предусмотренных ФЗ-44

Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

Часть 4.1 статьи 7.30. 1% от начальной (максимальной) цены контракта,
но не менее 10 000 и не более 50 000 Утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Часть 4.2 статьи 7.30. Должностные
лица – 3 000 Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отказ в допускек участию в запросе предложений участнику закупки по основаниям, не предусмотренным законодательством

Признание заявки на участие в запросе котировок, запросе предложений, окончательного предложения соответствующими требованиям извещения о проведении запроса котировок, документации о проведении запроса предложений в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в запросев соответствии с требованиями законодательства

Нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, с окончательными предложениями и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям

Антимонопольное регулирование

Расчет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства

Как платить через Сбербанк-онлайн

Один из самых удобных способов расплатиться с долгами перед Федеральной антимонопольной службой, чтобы не пропустить срок для оплаты административного штрафа. Здесь все делается буквально на ходу, и не нужно долго вникать в подробности, чтобы понять алгоритм. А затем и вовсе можно будет проводить платежи не задумываясь. Обязательно перепроверяйте все введенные данные: верно ли все написано, не пропущены ли цифры.

Чтобы провести оплату этим способом, нужно:

  • иметь пластиковую карту Сбербанка;
  • установить на смартфон приложение Сбербанк Онлайн или зайти на сайт банка;
  • иметь на руках квитанцию;
  • вместо квитка подойдет копия протокола о наказании.

Убедившись, что все это у вас есть, можно приступать к уплате административного штрафа. Здесь есть несколько путей. Рассмотрим один из них пошагово.

Шаг 1. Зарегистрироваться или войти в личный кабинет.

Шаг 2. Найти в меню на сером поле в самой нижней части экрана пункт под названием «Платежи».

Шаг 3. Отметить подпункт «ГИБДД, налоги, пошлины, бюджетные платежи».

Шаг 4. Найти тот штраф, который нужно погасить.

Шаг 5. Заполнить все необходимые реквизиты, пользуясь подсказками.

Шаг 6. Теперь наступает время проверки введения данных.

Шаг 7. Если все верно, пора провести оплату по штрафу и завершить операцию.

Есть и более простой метод, особенно для тех, у кого всегда под рукой свои документы. Им можно поступить иначе: свой штраф можно отыскать по личному ИНН. Для этого способа понадобится:

  • авторизоваться;
  • пройти в раздел «Платежи»;
  • в верхней части экрана в сером поле для поиска ввести свой ИНН;
  • появятся неоплаченные штрафы, которые были вам вынесены, далее так же, как и в предыдущей инструкции, заполните поля и внесите оплату.

Дополнительно Сбербанк Онлайн предоставляет возможность заплатить штраф через «Госуслуги». Делается это так:

  • после авторизации пройдите в раздел «Платежи»;
  • потом выберите пункт «ГИБДД, налоги, пошлины, бюджетные платежи»;
  • затем вы увидите список, и первой же строкой будет пункт «Госуслуги». Выбирайте его;
  • получите выбор: предложат ввести номер квитанции по административному штрафу или проверить наличие штрафов при помощи портала госуслуг.

Оплата штрафов через приложение занимает 5 минут и это бесплатно. То есть комиссия не взимается.

Читайте так же:  Где брать разрешение на торговлю

Расчет штрафа за нарушение антимонопольного законодательства по ст.14.31 КоАП РФ (злоупотребление доминирующим положением): механизм и проблемы применения

Одним из наиболее распространенных видов нарушений антимонопольного законодательства является злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Административные санкции, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, являются весьма значимыми и предусматривают применение для нарушителя так называемого «оборотного штрафа», исчисляемого долей от оборота компании за определенный период.

Федеральным законом от 06.12.2011г. №404-ФЗ применение «оборотного штрафа» было упразднено для хозяйствующих субъектов, результатом действий которых не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции (за исключением субъектов естественных монополий, для которых «оборотный штраф» должен применяться вне зависимости от последствий правонарушения).

В части 2 статьи 14.31 КоАП РФ все нарушители, подпадающие под «оборотный» штраф, разделены на две группы: так называемые «монокомпании», сумма выручки которых от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг), и компании, сумма «специальной» выручки которых не превышает указанный предел от общей выручки.

Данный критерий позволяет применять дифференцированный подход для определения размера штрафных санкций, налагаемых на хозяйствующие субъекты, различные с точки зрения масштабов экономической деятельности. Для более крупных участников хозяйственных отношений установлен пониженный предел штрафных санкций.

При этом порядок расчета штрафа является одинаковым для всех вне зависимости от категории субъекта и его имущественных возможностей.

Порядок расчета административного штрафа по статьей 14.31 КоАП РФ является достаточно сложным даже для правоприменителя, ни говоря уже о субъектах, привлекаемых к ответственности, которые вправе оспорить рассчитанный для них штраф в судебном порядке.

Штрафная санкция для организации, не являющейся «монокомпанией», предусматривает установление нижнего и верхнего предела штрафа, в рамках которых уполномоченное должностное лицо вправе вести расчет — от одной сотой (0,01 или 1%) до пятнадцати сотых (0,15 или 15%) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой (=0,02 или 2%) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Как мы видим, законодатель несколько двояко определяет пределы допустимого штрафа. С одной стороны, точно указано, что штраф может быть рассчитан в пределах от 1% до 15%. С другой стороны, нормативный акт прописывает как бы дополнительные (вторые) пределы (не менее 100 тысяч рублей и не более одной пятидесятой), которые выполняют подстраховочную функцию и определяют гарантированные границы штрафа, за которые правоприменитель не может выйти ни при каких обстоятельствах.

На первый взгляд складывается впечатление, что государство этой двойственностью демонстрирует некоторую неуверенность, неопределенность с точными размерами штрафа. С другой стороны можно отметить, что установление двойных пределов штрафа носит и практическое значение, так как корректирует процесс расчета базовой штрафной ставки, с учетом которой выполняется окончательный расчет.

Это можно продемонстрировать на следующем реальном примере (для условности название компании сократим до начальной буквы «Р…», которая совершила нарушение на рынке оказания услуг телефонной связи).

Как подтверждается представленной ОАО «Р…» документированной информацией, совокупный размер суммы выручки ОАО «Р…» от реализации всех товаров (работ, услуг) потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году составил 1 237 405 200 (один миллиард двести тридцать семь миллионов четыреста пять тысяч двести) рублей; размер суммы выручки ОАО «Р…» от оказания услуг телефонной связи потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году составил 631 787 700 (шестьсот тридцать один миллион семьсот восемьдесят семь тысяч семьсот) рублей, то есть сумма выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от одной сотой (1%) до пятнадцати сотых (15%) размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, для выполнения расчета штрафа для компании ОАО «Р…» необходимо определиться с минимальным и максимальным размером штрафа, который будет учитываться для определения базового штрафа.

Существует несколько вариантов минимального штрафа – 1% (как нижний предел специальной санкции) и 100 000 рублей (минимальная ставка, ниже которого штраф не может быть назначен ни при каких обстоятельствах).

Полагаю правильным, что минимальным размером штрафа является 100 тысяч рублей, поскольку меньше данного размера штраф составлять не может, а меньше 1% штраф может быть назначен в случае, например, учета смягчающих обстоятельств, снижающих штраф до 100 тысяч рублей.

Таким образом, минимальный размер штрафа, предусмотренный за совершение правонарушения по ст.14.31 КоАП РФ, составляет 100 000 рублей.

Расчет максимального штрафа выполняется путем соотношения между собой двух величин – 15% размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, и одной пятидесятой (или 2%) совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), выше которой штраф не может составлять, даже если он не превышает 15% размера. То есть, вторая величина является определяющей, выше которой штраф не может составлять ни при каких обстоятельствах. В тоже время 15% размер «специальной» выручки также является пресекательной величиной, определяющей верхний предел допустимого размера штрафа.

Читайте так же:  Срок давности залога

Следовательно, вышеуказанные величины являются фактически взаимоисключающими и самостоятельно ограничивают рост штрафной санкции. В связи с чем необходимо сравнение результатов расчета максимального штрафа и применение меньшего из двух значений в качестве предельной величины.

Максимальный размер штрафа для ОАО «Р…» будет равен одной пятидесятой (двум сотым) совокупного размера суммы выручки (1 237 405 200 рублей) от реализации всех товаров (работ, услуг) в году, то есть 24 748 104 рубля (1 237 405 200 рублей х 0,02), так как пятнадцать сотых размера суммы выручки от оказания услуг телефонной связи потребителям К… области (юридическим и физическим лицам) в году – 94 768 155 рубля (631 787 700 рублей х 0,15) больше чем 24 748 104 рубля (одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки).

В соответствии с п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение правонарушения по ст.14.31 КоАП РФ, и половины разности максимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Таким образом, размер базового штрафа, подлежащего наложению на ОАО «Р…», составит: (сумма минимального размера штрафа и половины разницы максимального размера штрафа и минимального размера штрафа) 100 000 рублей + ( 24 748 104 рубля – 100 000 рублей) : 2 = 12 424 052 рубля.

В соответствии с пунктами 2, 3 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 — 7 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ и указанные в пункте 3 примечания к ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно п.4 примечания к ст.14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения, составит для ОАО «Р…» 3 081 013 рублей (( 24 748 104 рубля – 100 000 рублей) : 8).

На основании ст.4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, могут быть признаны:

Кроме того, в силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, смягчающими обстоятельствами, уменьшающими размер административного штрафа, могут являться любые обстоятельства, которые признаются уполномоченным лицом или органом в качестве смягчающих и свидетельствуют о добросовестности действий нарушителя и (или) отсутствия прямого умысла на совершение нарушения.

Таким образом, у лица, привлекаемого к административной ответственности, имеется возможность существенного снижения налагаемого штрафа до 100 000 рублей. Если административный органа или уполномоченное должностное лицо не примут во внимание доводы привлекаемого лица, то можно доказать возможность снижения штрафных санкций с учетом смягчающих обстоятельств в судебном порядке.

В рассмотренной ситуации размер административного штрафа, налагаемого на ОАО «Р…» (12 424 052 рубля), с учетом смягчающих обстоятельств подлежит уменьшению на 3 081 013 рублей (одна восьмая разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, предусмотренного за совершение настоящего административного правонарушения) за каждое смягчающее обстоятельство.

Если предположить о наличии 4 и более смягчающих обстоятельств, то большой размер базового штрафа может быть снижен до 100 тысяч рублей, что является, безусловно, благоприятным результатом рассмотрения дела об административным правонарушении и свидетельствует о достижении важного успеха в правоотношениях с контролирующим органом. Следует также отметить важность точного определения границ товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение, так как это влияет на определение суммы выручки нарушителя, учитываемой при расчете базового штрафа и определении максимальных и минимальных пределов штрафа, а в итоге – на размер реального штрафа, подлежащего назначению нарушителю.

Анализ положений, определяющих порядок расчета штрафа за нарушения, предусмотренные статьей 14.31 КоАП РФ, позволяет сделать следующие выводы.

  • Необходимо правильно определить минимальные и максимальные размеры штрафной санкции в рамках установленных статьей 14.31 КоАП РФ пределов. Поскольку от этого зависит правильность расчета базовой ставки, которая определяет с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств подлежащий применению штраф.
  • Большое значение имеет доказывание смягчающих обстоятельств, предоставляющих возможность уменьшения налагаемого штрафа даже до 100 тысяч рублей, что требует квалифицированной юридической работы по доказыванию определенных обстоятельств, имеющих существенное значение для расчета штрафа.
  • Необходимо точно установить границы товарного рынка, на котором совершено административное правонарушение, для точного расчета размера реального штрафа, подлежащего назначению нарушителю.

Свиридов Дмитрий Викторович

Юрист-эксперт антимонопольной практики
Группы Компаний «URC Group».

Видео (кликните для воспроизведения).

Стаж профессиональной деятельности более 10 лет, в том числе 8 лет в ФАС
подробнее.

Источники

Административный штраф фас
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here