Административный процесс в таможенном деле

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административный процесс в таможенном деле". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административно-деликтная процессуальная деятельность таможенных органов Российской Федерации

Меришавян Алла Арменовна

магистрант направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Российская таможенная академия Ростовский филиал
Россия, Ростовская область,Ростов-на-Дону

Ключевые слова: административно-деликтное производство, нарушение таможенных правил, административные правонарушения;

administrative tortious proceedings, violation of the customs rules, administrative offences

Аннотация научной статьи:

В статье рассмотрены три стадии административно-деликтного производства таможенных органов Российской Федерации: производство по делам о нарушении таможенных правил является разновидностью производства по делам об административных правонарушениях, производство по обращениям граждан и дисциплинарное производство.

On the basis of analysis of various points of view of administrative specialists the author comes to the conclusion of the fact that there are four stages for administrative tortious proceedings. Proceedings in cases of violation of the customs rules is a type of proceedings in cases of administrative offences, regulated by the Code of the Russian Federation on administrative offences and has a classic structure of administrative and tortious proceedings.

Административно-деликтное право — это подотрасль административного права, которая регулируют отношения, возникающие в связи с совершением административного правонарушения (деликта).

Система административно-деликтного права включает: КоАП РФ, специальные законы, полностью посвященные административной ответственности, специальные законы, имеющие форму кодекса и действующие автономно (например, Таможенный кодекс ТС), законодательные акты субъектов Федерации и др.

Нормы административно-деликного права выполняют функцию охраны правопорядка, прав и свобод граждан и содержат материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы определяют понятие административного правонарушения, цели и виды административного наказания, состава административных правонарушений в различных сферах государственного управления, полномочия и виды органов, компетентных рассматривать это правонарушение.

Процессуальные же нормы определяют сам порядок производства по делам об административных правонарушениях.

В области производства по делам об административных правонарушениях действующее административно-деликтное законодательство, которое составляет основное содержание административной юрисдикции таможенных органов, — в настоящее время включает в себя:

— производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;

— производство по обращениям граждан и

Следует отметить, что доминирующее место в этом списке занимает производство по делам об административных правонарушениях.

С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях[1] все вопросы, касающиеся административно-юрисдикционной деятельности таможенных органов, регламентируются положениями гл. 24-32 КоАП РФ которые устанавливают общие условия производства, круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, их права и обязанности, доказательства, порядок производства конкретных процессуальных действий, порядок исполнения отдельных видов наказаний.

В соответствии с нормами статьи 7 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза.

Наряду с этим в Федеральном законе от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[2] в ч. 8 ст. 12 сказано, что таможенные органы выявляют, предупреждают, пресекают административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил).

При этом данная деятельность таможенных органов реализуется в административно-процессуальной форме производства по делам о нарушении таможенных правил, т.е. она состоит в правовой оценке действий участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза и помещении их под различные таможенные процедуры, применяя необходимые формы таможенного контроля, выполняя таможенные операции по уплате налогов, пошлин и сборов.

Административная юрисдикция таможенных органов и их должностных лиц в современном законодательстве выражается в назначении наказаний во внесудебном порядке на физических и юридических лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.

Что касается производства по жалобам и обращениям граждан на действия и решения должностных лиц, принимаемым в процессе таможенного, валютного, транспортного и иных видов контроля за соблюдением таможенного законодательства, то эта регламентированная процессуальными нормами деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направлена на рассмотрение и разрешение жалоб и других обращений граждан.

Данное производство имеет четыре стадии:

— возбуждение производства по обращению (подача обращения и его регистрация);

— рассмотрение обращения и принятие по нему решения;

— обжалование вынесенного решения (факультативная стадия);

— исполнение решения по обращению.

Нормативно – правовая база, регламентирующая работу с обращениями граждан состоит из Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[3] и Приказа ФТС от 30.06.2014 № 1240 «Об утверждении Порядка работы с обращениями граждан в ФТС России и таможенных органах Российской Федерации»[4]. Вопросы обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в основном регулируются главой 3 ФЗ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Третья стадия административно-деликтного производства по делам о привлечении должностных лиц таможенных органов к дисциплинарной ответственности за неправомерные решения, действия (бездействие).

Наряду с этим дисциплинарное производство — это наложение дисциплинарных взысканий субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения. Это разновидность юридической ответственности, которая базируется на основе правовых норм, но по административному праву дисциплинарная ответственность является составной частью дисциплинарного принуждения.

Как правило, рассматриваемая ответственность наступает за дисциплинарный проступок. Это вредное, антиобщественное, виновное деяние, совершенное членом устойчивого коллектива и состоящее в нарушении должностных обязанностей.

Меры дисциплинарной ответственности, наступающие за нарушение организационных правил — внутреннего трудового распорядка, исполнительной дисциплины, за невыполнение служебных обязанностей, также являются весьма многогранными. Это замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3-х месяцев или смещение на другую должность на тот же срок, увольнение.

К этим же мерам относятся и предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классном чине.

Основные стадии дисциплинарного производства это:

— принятие решения о возбуждении дисциплинарного производства;

— служебное расследование (проверка);

— принятие решения о дисциплинарном наказании;

Читайте так же:  Табель административный арест

— обжалование решения о дисциплинарном взыскании;

— исполнение наложенного взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий определены соответствующими нормативными актами:

— статья 192 Трудового кодекса РФ[5] дает общий перечень дисциплинарных взысканий, которые могут быть применены к работникам таможенных органов: замечание, выговор, увольнение;

— п. 1 ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6] за совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным указанным Федеральным законом;

— ст. 29 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»[7] устанавливает следующие виды дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудников таможенных органов: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации, увольнение из таможенных органов.

Необходимо сказать, что производство по наложению дисциплинарных взысканий на должностных лиц таможенных органов и работников, совершивших служебные проступки (не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших должностные обязанности), регламентировано различными нормативными правовыми актами и в определенных случаях на государственных служащих распространяются также нормы трудового законодательства и правила внутреннего трудового распорядка.

Таким образом, на основе административно-деликтных процессуальных норм, регулирующих административное принуждение в случаях совершения лицами административных правонарушений, административно-юрисдикционная деятельность имеет конкретные проявления такие как:

— издание юрисдикционного акта.

Список литературы:

Особенности административных правонарушений в таможенном праве

Административные правонарушения в таможенном регулировании могут посягать на интересы государств, которые являются членами Таможенного союза, в экономической сфере, иметь отношения к безопасности населения, экологического благополучия и морально-нравственных устоев общества.

Интеграционный процесс вступления стран в Таможенный союз не затронул правоохранительную деятельность таможенной службы Российской Федерации. В соответствии с 7 статьей Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств, которые являются членами Таможенного союза имеют право на привлечение лиц к административной ответственности на основании национального законодательства государств. Все виды административного правонарушения, включая порядок и принципы того, как лица привлекаются к административной ответственности определяется на основании законодательства государств, являющихся членами Таможенного союза с особенностями, которые установлены в международных договорах.

Нормативная основа административной ответственности в таможенном деле на таможенной территории Российской Федерации определяется Кодексом об административной ответственности, в котором указаны:

  1. состав административного проступка в таможенном деле;
  2. система административного наказания и принцип ее применения;
  3. перечень субъектов, у которых имеются полномочия для привлечения виновных лиц к понесению административной ответственности;
  4. процедура того, как привлекаются к понесению административной ответственности лица и какова ее процессуальная форма.

На основании общего понятия административных правонарушений, которое содержится в 2 части 2.1 статьи Кодекса об административных правонарушениях, административному правонарушению в таможенном деле может быть дано следующее определение.

Административные правонарушения в области таможенного дела

Административное правонарушение в таможенном деле (нарушение таможенных правил) является противоправным виновным действием (бездействием) физических или юридических лиц, которое посягает на установленные в таможенном законодательстве Таможенного союза и России правила таможенного регулирования, за которые Кодексом об административных правонарушениях установлено понесение административной ответственности.

Беря во внимание все интеграционные особенности таможенного регулирования (статья номер 1 Таможенного кодекса Таможенного союза и статья номер 2 Закона о таможенном регулировании) в современном сине, противоправные действия в таможенном деле могут посягать на общественные отношения в таких сферах:

  1. порядок того, как перемещаются товары и средства международных перевозок, которые находятся в зоне таможенного контроля через таможенную границу Таможенного союза и по единой таможенной территории;
  2. порядок таможенного оформления, выпуска и использования товаров и средств международных перевозок по заявленной таможенной процедуре;
  3. применение мер таможенного контроля;
  4. установления и взимание таможенных платежей;
  5. предоставление участникам внешнеэкономической деятельности таможенных льгот и то, как они могут их использовать;
  6. реализация властных отношений таможенных органов и лиц, которые пользуются, владеют и распоряжаются товарами и транспортными средствами (нормальная работа таможенных органов).

В Таможенном союзе квалификации по составам главы 12 Кодекса об административных правонарушениях подлежат правонарушения, которые выявлены в Российской Федерации, а также правонарушения, которые выявили на единой таможенной территории за пределами Российской Федерации, если они связаны с тем, что товары не были доставлены (или документация к ним), которая была выпущена таможенным органом Российской Федерации на основании процедуры транзита.

Нормы, указанные в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, – юридическое основание административной ответственности в таможенном деле. Фактическое основание для того, чтобы наступила административная ответственное – это событие нарушения таможенных правил, которое было реально совершено, обладающее перечнем объективных и субъективных признаков (состав таможенного проступка)(рисунок 1):

  1. объект таможенного проступка;
  2. объективная сторона таможенного проступка;
  3. субъект таможенного проступка;
  4. субъективная сторона таможенного проступка.

Объект и предмет таможенного проступка

Объектом таможенного проступка являются урегулированные на основании норм таможенного законодательства общественные отношения, которым противоправными деяниями физического или юридического лица причиняется вред или создается угроза причинения вреда. В зависимости от того, какую степень конкретизации имеют объекты административного таможенного правонарушения, их разделяют на родовые (общие) и непосредственные.

Рисунок 1. Состав таможенного проступка

Родовым объектом административного таможенного правонарушения являются урегулированные на основании норм таможенного права РФ и Таможенного союза общественные отношения.

Непосредственным объектом административного таможенного правонарушения являются определенные общественные отношения, которые возникают на стадии проведения таможенных операций: декларирование товара, взимание и уплата таможенного платежа, помещение товара на склады для временного хранения, проведение процедур таможенного контроля и другие.

Также существует предмет таможенного проступка, отличающийся от объекта. Он представляет из себя признак объекта и материальную вещь, с помощью воздействия на которую может быть совершено правонарушение (товары, которые перемещаются без предоставления информации об этом таможенной службе, товары, которые утрачиваются в результате воздействия непреодолимой силы, недостоверное декларирование товаров, валюты и иные денежные средства).

Объективной стороной таможенного проступка является внешнее выражение правонарушения, включающее само деяние и признаки, которые описываются в диспозиции правоохранительных норм 16 главы Кодекса об административных правонарушениях. К подобных признакам относятся:

Объективную сторону таможенного проступка можно выразить в нескольких формах:

  1. действие, которое нарушает прямой запрет (уничтожение, повреждение, удаление, изменение или замена средств идентификации) (статья 16.11 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. бездействие, которое нарушает установки правового предписания (отказ от предоставления отчетности в таможенные органы) (статья 16.15 Кодекса об административных правонарушениях).
Читайте так же:  Сроки взыскания административных штрафов судебными приставами

На основании конструктивных особенностей объективной стороны таможенные правонарушения можно охарактеризовать как формальные, которые не обязательно наносят материальный вред, причиненный совершение правонарушения.

Субъект таможенного проступка

Субъектом таможенного проступка является лицо, которое совершило правонарушение, описанное в статьях главы 16 Кодекса об административных правонарушениях.

Субъект нарушения таможенных правил может являться:

  1. индивидуальным субъектом – физическое лицо;
  2. коллективным субъектом – юридическое лицо.
Видео (кликните для воспроизведения).

Признаки, которые присущи индивидуальным субъектам делятся на 2 группы:

  1. общие, которые присутствуют у любых лиц, привлекаемых к понесению административной ответственности, достигшие возраста 16 лет (статья 2.3 Кодекса об административных правонарушениях) и вменяемые (статья 2.8 Кодекса об административных правонарушениях);
  2. специальные, которые связаны с особенностями деятельности лиц (должностных и ИП без образования юр. лица) либо с особенностями правового статуса лиц (военные, призванные на военные сборы; лица, которые имеют специальные звания; несовершеннолетние; граждане, иностранцы, лица без гражданства). Если в норме не содержатся специальные признаки субъекта, к ответственности в соответствии с ее положениями можно привлечь любых субъектов, которые обладают общими признаками.

Основная особенность 16 главы Кодекса об административных правонарушениях заключается в том, что в соответствии с ее нормами лица, которые осуществляют индивидуальную деятельность без образования юр. лица (ИПБЮЛ), могут быть привлечены к нанесению юридической ответственности в качестве юридических лиц, несмотря на то, что в соответствии с общим правилом административного законодательства за соверения других проступков их привлекают к понесению административной ответственности в качестве должностных лиц (статья 2.4 Кодекса об административных правонарушениях).

В таможенном деле законодательством ужесточается ответсвенность ИПБЮЛ, при учете потенциально высокой общественной опасности правонарушений в таможенной сфере, которые могут быть совершены ими в ходе осуществления хозяйственной внешнеэкономической деятельности.

Коллективные субъекты таможенных правоотношений можно разделить на несколько групп в соответствии с пределами деликтоспособности:

  1. общие – юр. лица, которым присуща общая деликтоспособность за счет того, что они созданы и зарегистрированы в порядке, установленном законом;
  2. специальные – круг юр. лиц, которые указаны в правоохранительных нормах. К примеру, статьей 16.23 Кодекса об административных правонарушениях предусматривается ответственность юр. лиц, которые занимаются коммерческой деятельностью в таможенном деле: таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения,владельцы таможенных складов, уполномоченные экономические операторы и другие.

Большая часть статей 16 главы Кодекса об административных правонарушениях по субъектному составу являются универсальными, другими словами они могут охватывать широкий круг возможных субъектов правонарушений: физические, юридические и должностные лица. Существуют определенные составы, которые могут закреплять как правонарушителя только физическое лицо, к примеру статья 16.4 Кодекса об административных правонарушениях. Определенные статьи наоборот, не рассматривают физические лица как субъекты правонарушений (пункты 2 и 3 статьи 16.23 Кодекса об административных правонарушениях).

Субъективной стороной таможенных проступков является определенное количество признаков, которые характеризуют психическое отношение лиц к совершенным ими проступками и его последствиям для других физических лиц.

Важнейших элемент субъективной стороны правонарушения – это вина.

Вина является принципиальным фактором для того, чтобы отнести событие к правонарушению. В статье 1.5 Кодекса об административных правонарушениях, закрепляющей презумпцию невиновности, указывается, что лица могут подлежать понесению административной ответственности исключительно за те административные правонарушения, по отношению к которым устанавливается вина. Административным законодательством устанавливаются такие формы вины для физ. лиц (статья 2.2 Кодекса об административных правонарушениях):

  1. умысел – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, осознавался противоправный характер деяния, предвиделись последствия и ожидалось наступление данных последствий;
  2. неосторожность – в случае, если лицом, которым было совершено правонарушение, предвиделась возможность того, что наступят вредные последствия действий (бездейтсвия), но при отсутствии оснований рассчитывало на то, что они будут предотвращены, либо им были не предвидены подобные последствия.

Для юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях констатирует особую форму вины (пункт 2 статья 2.1 Кодекса об административных правонарушениях).

Юридическое лицо может быть признано виновным в том, что им было совершено административное правонарушение в случае установления наличия возможности для того, чтобы соблюдать правила и нормы, в случае нарушения которых предусматривается понесение административной ответственности, но данное лицо не приняло все возможные меры их соблюдения, которые зависели от него.

Общий признак всех видов правонарушений в таможенном деле – это посягательство на общественные отношения, которые регулируются на основании норм таможенного права Таможенного союза и РФ. По перечню свойств правонарушения, которые описываются в 16 главе Кодекса об административных правонарушениях, можно разделить на группы (классифицировать). Внутриродовая классификация таможенных правонарушений обладает познавательным смыслом, так как с помощью нее можно оценить противоправные явления глубже. Некоторые результаты классификации представлены далее.

Рисунок 2. Классификация правонарушений

В научной литературе были предприняты другие попытки классифицировать таможенные нарушения, которые содержатся в 16 главе КоАП, но они носили искусственный характер. Дополнительный интерес представляет контрабандообразующая группа правонарушений, к которой относятся правонарушения, указанные в статьях 16.1, 16.2 и 16.4, а также то, что правонарушения делятся на длящиеся и недлящиеся. Последний факт имеет практическое значение для того, как исчисляются сроки давности правоприменительной деятельности в области привлечения лиц к понесению административной ответственности.

Разграничение таможенных проступков и преступлений (статьи 189, 190, 193, 194, 226.1 и 229.1 Уголовного кодекса) должны решаться комплексно. Основным принципиальным отличием преступлений от проступков является степень общественной опасности, преступление имеет более высокую ступень, чем проступок. Критерии того, как они разграничиваются находятся либо в правоохранительных нормах, либо являются вытекающими из теории права. К примеру, в статье 229.1 Уголовного кодекса содержатся указания на особые предметы правонарушений: наркотическое вещество, психотропное вещество и их аналоги, по отношению к некоторым из них устанавливаются особые правила перемещения через таможенные границы Таможенного союза либо государственные границы Российской Федерации с государствами, которые являются членами Таможенного союза. Отличия таможенных проступков от преступлений заключается в вине как умысле или прямом умысле, которая является своейдственной для отдельных видов престулпений. Отличительная особенность также заключается в субъектном составе правонарушения: в отличие от административных правонарушений в области таможенного дела, субъект уголовного преступления является исключительно индивидуальным субъектом – физическим или должностным лицом.

Читайте так же:  Загрязнение и охрана окружающей среды таблица

Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации

Дата публикации: 11.11.2015 2015-11-11

Статья просмотрена: 1301 раз

Библиографическое описание:

Тимонина М. Г. Понятие административной юрисдикции таможенных органов Российской Федерации // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 625-628. — URL https://moluch.ru/archive/102/23259/ (дата обращения: 17.02.2020).

Административная юрисдикция таможенных органов как государственно-властная деятельность состоит в применении закона к административно-правовым конфликтам и принятии по ним правовых актов. С точки зрения форм управления, административная юрисдикция таможенных органов является правоприменительной деятельностью. Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. Процесс исследования включает в себя сбор информации и установление фактических обстоятельств дела. Оценка фактических обстоятельств дела с точки зрения достоверности и полноты осуществляется при помощи юридических доказательств, главной функцией которых является установление объективной истины. Следующей стадией правоприменения является выбор и анализ норм для установления правовой основы дела.

Правоприменительный процесс логически начинается с выбора нормы, в соответствии с которой квалифицируются факты. Правовая квалификация проявляется в разрешении конкретной жизненной ситуации в соответствии с подлежащей применению правовой нормой. Для разрешения юридического дела необходимо принятие решения по делу — юрисдикционного акта. Посредством государственно-властного веления, предписания, выраженного в документальной форме юрисдикционного акта, происходит реализация норм права в конкретном правоотношении. При этом закрепленные в юрисдикционном акте субъективные права и обязанности корректируют поведение лиц в конкретных действиях, поступках. Тем самым достигается конечная цель правового регулирования[1].

Очевидно, что содержание административной юрисдикции таможенных органов включает в себя все перечисленные элементы правоприменительной деятельности. Вместе с тем, таможенные органы играют весьма специфическую роль в правоприменении, выступая как органы исполнительной власти. Дело в том, что исполнительная власть выражается не только в правоприменении, но и в таком важном качестве, как правотворчество. Однако в процессе осуществления административной юрисдикции таможенные органы не создают правовые нормы, а применяют к конкретным юридическим фактам. Следовательно, содержание административной юрисдикции таможенных органов не исчерпывает всех сторон правоприменительной деятельности.

Представляется, что правоприменительный процесс необходимо понимать несколько шире, поскольку помимо правотворческого, юрисдикционного, правонаделительный процесс также является правоприменительным. Этот факт позволяет вычленить административную юрисдикцию, и, соответственно, определить ее как часть правоприменительной деятельности таможенных органов, основанную на применении норм административного и административно-процессуального права и имеющую вспомогательный характер по отношению к нормативному регулированию.

Если поставить часового возле Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то в его действиях мы не усмотрим ни юрисдикционной, ни, тем более, правоохранительной деятельности, поскольку в них (в действиях) отсутствуют характерные признаки такой деятельности. Потребность в юрисдикционной защите, как утверждает А. П. Шергин, появляется в случаях, когда возникает спор о праве либо нарушены правовые предписания [4].

Из этого следует, что в качестве источника административной юрисдикции изначально выдвигаются возникающие в сфере государственного управления между субъектами общественных отношений конфликты, регулируемые административными правовыми нормами, то есть административно-правовые конфликты. Они, как правило, возникают в связи со сложившимся у одной стороны представлением о нарушении прав и законных интересов другой стороной. Такие споры могут возникать как по инициативе административного органа (например, при возбуждении дела об административном правонарушении либо дисциплинарном проступке), так и по инициативе гражданина (например, при обжаловании действий и решений должностных лиц), а также они возможны и между различными субъектами управления. При этом очевидно, что административный порядок разрешения административно-правовых споров является внесудебной процессуальной формой устранения разногласий между сторонами спора посредством вынесения юридически обязательного решения, которое властно определяет права и обязанности в спорном материальном правоотношении и (или) отменяет (оставляет в силе) оспариваемый административный акт.

Здесь, как представляется, стоит более подробно остановиться на вопросе о том, что мы подразумеваем под административно-правовым конфликтом, поскольку главным образом этот вопрос в отечественном административном праве возникает именно в связи с рассмотрением проблем административного процесса и административной юрисдикции. Для обозначения данной категории споров обычно используются термины: административно-правовой спор, спор о праве административном, административный спор. Если рассматривать этот вопрос более детально, то станет очевидным, что в одних случаях понятие конфликта сводится к административным правонарушениям, в других случаях четкого разграничения между этими понятиями не проводится. Существуют еще более неудачные трактовки соотношения этих понятий, где административный спор рассматривается как разновидность административного правонарушения.

И хотя это общее назначение властных полномочий главным образом состоит в том, чтобы содействовать наиболее эффективному удовлетворению интересов граждан, общества и государства в целом, в ряде случаев можно наблюдать картину прямо противоположную. Так, в процессе применения юрисдикционной деятельности возможны искажения смысла нормы права, казусы, ошибки, подмена требований правовых предписаний усмотрением должностных лиц. В этой связи к юрисдикционной деятельности должны предъявляться требования особо высокой организованности и упорядоченности. Совокупность таких требований проявляется в процессуальной форме, которая детально регламентирует последовательность разбирательства, порядок процессуальных действий участников, порядок установления и доказывания фактических обстоятельств дела, использование установленных форм актов, их реквизиты, основания и правила составления выносимых актов, способы проверки, пересмотра.

Процессуальная форма используется для интерпретирования конфликтной ситуации, воспроизведения всех обстоятельств дела и их документального закрепления. Результатом (итогом) является издание юрисдикционного акта. Под юрисдикционным актом в данном случае понимается письменное решение, которое может и не содержать в себе применение правовой санкции. В данном случае нельзя согласиться с мнением

А. Б. Зеленцова, который утверждает, что если акты юрисдикционных органов не разрешают спор о праве или иной конфликтный вопрос по существу, то они не являются юрисдикционными (например, определение суда о прекращении производства по делу и т. д.) [2]. Во-первых, принятию даже такого решения (о прекращении производства по делу) предшествуют процедуры процессуального доказывания, во-вторых, такое решение оформляется с использованием установленных правил и форм актов.

Отличительная особенность юрисдикционного акта заключается в его процессуальной форме, а не в конечном результате. Достойным внимания представляется утверждение о том, что применение правовой санкции не является обязательным результатом, это лишь один из вариантов решения, принимаемого юрисдикционным органом. Так, в соответствии со статьей 48 Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой Федеральной таможенной службой. Одним из вариантов такого решения может быть решение, в котором таможенный орган признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы. Точно также, в силу ст. 29.9 КоАП РФ юрисдикционный орган, в том числе таможенный орган, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вправе вынести постановление о прекращении производства при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, либо при признании правонарушения малозначительным.

Читайте так же:  Основные стадии административного производства по делу

Проведенное исследование базисных характеристик административной юрисдикции таможенных органов позволяет сформулировать следующее определение. Осуществляемая таможенными органами административная юрисдикция — это сфера государственной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляемой во внесудебном порядке на основе административно-процессуальных норм с целью разрешения административно-правовых конфликтов и применения административно-правовых мер воздействия.

  1. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учеб. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2013. С. 530.
  2. Зеленцов А. Б. Конфликты в управлении и управление конфликтами. Опыт комплексного исследования предмета и форм административной юрисдикции: моногр. Изд-во РУДН, 2001. С. 107.
  3. Ноздрачев А. Ф. Таможенная служба//Законодательство и экономика. 2006. № 7. С. 41.
  4. Шергин А. П. Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит., 1979. С. 13.

Общая характеристика административных правонарушений области таможенного дела (НТП)

Административные правонарушения в области таможенного дела именуются нарушениями таможенных правил (НТП).
К основным объектам нарушения таможенных правил относятся:
— порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
— порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
— порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;
— порядок обложения товаров и транспортных средств таможенными платежами и их уплаты;
— порядок предоставления в отношении товаров и транспортных средств таможенных льгот и пользования ими.


67. Общая характеристика полномочий таможенных органов в сфере административной юрисдикции.

Компетенция таможенных органов в рамках производства по делам об административных правонарушениях определена на законодательном уровне. При этом законодатель выделяет перечень статей КоАП РФ, по которым предоставляются полномочия по составлению проколов (ч. 2 и 3 ст. 28.3). Кроме того, в ч.1 ст 28.3. КоАП РФ указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В целях реализации данных положений, а также во исполнение требований ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, предусматривающей, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно ч. 2 и 3 названной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти, на ведомственном уровне приказом ФТС России определен перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административной задержание. В частности, предусмотрено, что в целях реализации таможенными органами положений ч. 2 ст. 27.3, ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях правомочны должностные лица таможенных органов РФ, перечень которых приводится в приложении к указанному приказу. В приказе приводится полный перечень статей КоАП РФ, по которым должностным лицам таможенных органов предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушения.

При этом следует иметь в виду, что вышеуказанный приказ разграничивает компетенцию должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, при выполнении возложенных на них функций и при осуществлении ими производства о по делам об административных правонарушениях.

Что касается применения лицами таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, такой меры процессуального обеспечения, как административное задержание, то оно применяется в порядке, установленном законодательством РФ, только при выявлении нарушений таможенных правил.

Вышеуказанным приказом не наделены полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях и производить административное задержание должностные лица авиационных подразделений таможенных органов, а также должностные лица, осуществляющие ОРД. Соображения, по которым это было сделано, сводилось к тому, что требования Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» нацеливают деятельность оперативных подразделений только на борьбу с преступностью и запрещают оперативным сотрудникам заниматься иной деятельностью. Данная позиция нашла поддержку в Генеральной прокуратуре РФ.

Что касается анализа положений КоАП РФ, определяющих компетенцию таможенных органов по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях, то следует отметить, что в производстве по делам об административных правонарушениях участвуют две категории должностных лиц, действующих от имени таможенных органов. Первая категория — это лица, полномочные рассматривать дела по административным правонарушениям, отнесенным к компетенции таможенных органов (ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2-16.23 КоАП РФ). К таким лицам, в соответствии с ч. 2 ст. 23.8 КоАП РФ, законодатель относит:

1.Руководителя Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и его заместителей.

2.Начальников региональных таможенных управлений и их заместителей.

.Начальников таможен и их заместителей.

.Начальников таможенных постов.

При этом начальники таможенных постов уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных только физическими лицами.

Вторая категория — должностные лица, наделенные только полномочиями, связанными с возможностью составлять протоколы об административных правонарушениях, то есть фактически они полномочны возбуждать производство по делам об административных правонарушениях. Наделение должностных лиц полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении вытекает из контрольно-надзорных функций органов (должностных лиц) и их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то есть поставлено в связь с указанными полномочиями.

Как отмечалось выше, ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ содержит общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Таким образом, на основании указанной нормы должностные лица таможенных органов в соответствии с отраслевой компетенцией вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. 16.2-16.23 КоАП РФ. При этом должностные лица таможенных органов обладают исключительной компетенцией при возбуждении дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ.

Читайте так же:  Виды загрязнений окружающей среды презентация

Частью 2 ст. 28.3 КоАП РФ предписывается, в каких случаях протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо соответствующими нормативно-правовыми актами. Данная норма п. 12 ч. 2 предоставляет право должностным лицам таможенных органов составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ: 6.15, ч.1. ст. 7.12, ст. 11.14, 11.15, 14.10, ч.1 ст.15.6, ч.2 ст. 15.7, ст. 15.8, 15.9, ч.2 ст. 16.1, ч.1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.19, 19.26, ч. 2 ст. 20.23.

Диспозиции большинства перечисленных статей упоминают таможенные органы в контексте неисполнения субъектами данных статей возложенных на них обязанностей либо прямо (ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст. 15.9 КоАП РФ), либо обобщенно — в качестве органа государственного надзора или контроля (ч. 1 ст 19.5 КоАП РФ), органа, рассмотревшего дело об АП (ст. 19.6 КоАП РФ), государственного органа (ст. 19.7 КоАП РФ). Учитывая характер родового объекта административного правонарушения, служащего критерием для выделения глав Особенной части КоАП РФ, следует сделать вывод, что указанные выше административные правонарушения посягают на нормальную деятельность таможенных органов либо как фискальных органов (ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, ст.15.8, 15.9 КоАП РФ), либо как органов государственного управления (ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ). При этом следует отметить, что ст. 19.6 КоАП РФ связана с юрисдикционной деятельностью таможенных органов, направлена на ее обеспечение. Такую же направленность имеет и ряд других статей КоАП РФ, по которым должностные лица таможенных органов также вправе составлять протоколы об административных правонарушениях

В контексте правоохранительной деятельности таможенных органов следует также воспринимать отнесение к правомочиям должностных лиц таможенных органов права возбуждать дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 КоАП РФ, упомянутых выше. Объединяет данные статьи то, что они затрагивают законные интересы правообладателя по поводу объектов интеллектуальной собственности. Функция защиты прав интеллектуальной собственности впервые закреплена в ТК РФ (п. 5 ст. 403).

В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ таможенные органы в качестве агентов валютного контроля вправе возбуждать дела, предусмотренные ст. 15.25 КоАП РФ, что подтверждено соответствующим ведомственным нормативно-правовым актом ФТС России.

68. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП России административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Несмотря на то, что в ст. 3.1. КоАП России в качестве цели административного наказания указано предупреждение совершения правонарушений, замена термина “взыскание” на “административное наказание” подчеркивает, на взгляд автора, прежде всего карательную функцию меры ответственности за совершение административного правонарушения, а уже затем превентивную (воспитательную).
В ст. 3.2 КоАП России приведен исчерпывающий перечень наказаний, состоящий из восьми видов. За совершение административных правонарушений в области таможенного дела могут быть наложены только три вида из общего списка наказаний:

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

КоАП России сохраняет систему деления административных наказаний на основные и дополнительные. Дополнительное наказание может носить обязательный и необязательный характер. В последнем случае должностное лицо таможенного органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, имеет право, руководствуясь своим внутренним убеждением, применить дополнительное наказание или не применять его.

Основные наказания, в свою очередь, могут быть сформулированы как альтернативные и безальтернативные. В данном случае должностное лицо таможенного органа, на рассмотрении которого находится дело об административном правонарушении, может выбрать, какое именно применить наказание из предложенных санкцией статьи.

КоАП России значительно сократил выбор между тем или иным видом административного наказания, что может рассматриваться как с позитивной стороны (устранение ненужного деления конфискации на виды по признаку предмета, исключение из перечня административных наказаний взыскания стоимости, ставшего нецелесообразным), так и с негативной (исключение из перечня административных наказаний отзыва лицензии или квалификационного аттестата, что ранее являлось действенной мерой воздействия).

До принятия КоАП 2001 г. вопросы правовой регламентации ответственности за совершение административно-правовых деликтов в таможенной сфере и порядка ведения производства по таким делам регулировались законодательными актами как таможенного, так и административного законодательства.

специфика дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, их сложность и повышенная общественная опасность по сравнению со многими другими категориями дел об административных правонарушениях, предусмотренными Особенной частью КоАП РФ, нашли свое выражение в следующих изъятиях из общественного порядка ведения производства по вышеуказанным делам:

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение данной категории административных правонарушений (наряду с некоторыми другими) увеличен с 2 месяцев до 1 года (ст. 4.5 КоАП РФ).

2.Предусмотрена возможность проведения административного расследования по данной категории дел (ч.1 ст. 28.7 КоАП РФ).

.Увеличен срок, на который может быть продлено административной расследование, с 1 до 6 месяцев (ч. 5 указ статьи).

.Срок административного расследования продлевается не вышестоящим должностным лицом, а начальником вышестоящего таможенного органа

. За совершение административного правонарушения в области таможенного дела индивидуальные предприниматели отвечают как юридические лица, тогда как за совершение других правонарушений — должностные лица.

При этом следует заметить, что все вышеперечисленные особенности законодатель прямо установил применительно к производству по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники

Административный процесс в таможенном деле
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here