Административный арест как мера административного наказания назначается

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административный арест как мера административного наказания назначается". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 3.2. Виды административных наказаний

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. Анализ правил ст. 3.2 позволяет сделать ряд важных выводов:

1) они исчерпывающим образом устанавливают перечень видов административного наказания;

2) административные наказания (указанные в ч. 1 ст. 3.2) могут устанавливаться только за административные правонарушения. Совершение других проступков не может повлечь административного наказания. Так, совершение:

— дисциплинарных проступков влечет применение мер дисциплинарного взыскания (т.е. замечание, выговор, увольнение, ст. 192 ТК);

— преступлений влечет применение тех или иных видов уголовного наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.п.), указанных в ст. 44 УК;

— налоговых правонарушений влечет применение налоговых санкций (ст. 114 НК).

Нарушение норм ГК влечет применение пеней, неустоек, штрафов, необходимость возмещения убытков и т.д. См. об этом подробнее в книгах: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006; Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Т. 1. М.: Изд-во «Экзамен», 2005;

3) административные наказания применяются лишь постольку, поскольку будет установлен состав административного правонарушения (см. коммент. к ст. 2.1). Отсутствие хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения (т.е. субъекта или объекта, субъективной или объективной стороны) исключает возможность применения административного наказания;

4) административное наказание может назначаться как физическому, так и юридическому лицу (см. об этом коммент. к ст. 2.10).

2. Видами административного наказания являются:

1) предупреждение, т.е. официальное порицание лица, которое выносится в письменной форме (см. об этом коммент. к ст. 3.4);

2) административный штраф, т.е. денежное взыскание, которое до 08.07.07 обычно выражалось в величине, кратной нескольким МРОТ, а после 08.08.07 — в определенной сумме в рублях (см. коммент. к ст. 3.5);

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное изъятие и последующая реализация упомянутого имущества с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов, указанных в ст. 3.6 (см. коммент. к ней);

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, т.е. принудительное и безвозмездное обращение в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей (см. коммент. к ст. 3.7);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

5) лишение специального права и документов, удостоверяющих это право (например, водительского удостоверения, охотничьего билета), т.е. прекращение возможности пользоваться ранее предоставленным правом (см. коммент. к ст. 3.8);

6) административный арест, т.е. содержание лица в изоляции от общества на определенный срок (см. коммент. к ст. 3.9);

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации. Оно может быть применено только к иностранным гражданам и лицам без гражданства (см. коммент. к ст. 3.10);

8) дисквалификация, т.е. лишение физического лица прав занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в другие руководящие его органы и т.д. (см. коммент. к ст. 3.11);

9) административное приостановление деятельности. Данный вид наказания введен Законом N 45 и применяется только к ЮЛ и ИП (см. коммент. к ст. 3.12)

3. Нормы ч. 2 ст. 3.2 предусматривают, что в отношении юридического лица могут быть применены лишь следующие виды административного наказания:

— предупреждение (в письменной форме);

— административный штраф (в более высоких размерах, чем в отношении физического лица, см. ст. 3.5);

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

— административное приостановление деятельности.

Упомянутые выше административные наказания применяются лишь с учетом правил ч. 2 ст. 2.1, ст. 2.10 (см. коммент. к ним).

4. Характеризуя правила ч. 3 ст. 3.2, нужно учесть, что они:

1) позволяют разграничить полномочия Российской Федерации и ее субъектов по вопросу об установлении административного наказания;

2) императивно предусматривают, что только Российская Федерация устанавливает следующие виды административных наказаний:

— возмездное изъятие орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— конфискацию орудия совершения или предмета совершения административного правонарушения;

— лишение специального права;

— административное выдворение за пределы Российской Федерации;

— административное приостановление деятельности;

3) исходят из того, что иные виды административного наказания (а именно предупреждение и административный штраф) могут быть установлены и законами субъектов Российской Федерации;

4) исходят из того, что Российская Федерация реализует свои полномочия в установлении видов административного наказания только путем введения соответствующих норм в КоАП.

В то же время, если в соответствии с нормами международного договора или международного права (действующих для Российской Федерации) предусмотрены другие виды административного наказания, то они подлежат применению (см. коммент. к ст. 1.1).

Административный арест как мера административного наказания назначается

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Читайте так же:  Стадия пересмотра дела об административном правонарушении

Комментарии к статье 3.9 КоАП РФ, судебная практика применения

Позиция Конституционного Суда РФ

В п. 3.1 Определения Конституционного Суда РФ от 13.06.2006 N 195-О содержится следующая правовая позиция:

Административный арест назначается судом лишь в исключительных случаях

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривая применение административного ареста за грубые нарушения общественного порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, порядок управления (статьи 6.8, 6.12, 12.27, 17.3, 19.24, 20.1, 20.3, 20.25 и др.), допускает возможность избрания альтернативного наказания (штрафа) в соответствии с санкцией конкретной статьи (кроме части 2 статьи 20.25), что позволяет суду назначать арест действительно лишь в исключительных случаях, когда только применением ареста могут быть достигнуты цели административного наказания. Судья, рассматривающий дело, обязан дать оценку всем обстоятельствам совершенного правонарушения, назначить наказание, исходя из тяжести содеянного, личности виновного и иных обстоятельств, и в силу части 2 статьи 4.2 может признать смягчающими обстоятельства, не указанные в Кодексе, в том числе такое, как самостоятельное воспитание отцом детей в возрасте до 14 лет.

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Арест может быть назначен только в исключительных случаях

При назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

К кому не может быть применен административный арест?

Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.

С какого момента начинает течение срок отбывания ареста?

Если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

В постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. При определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года содержатся следующие разъяснения:

Административный арест не может быть назначен по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности

Вопрос 4. Вправе ли судья рассмотреть по существу дело об административном правонарушении, за совершение которого предусматривается административное наказание в виде административного ареста, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности?

Ответ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) связывает производство по делу об административном правонарушении, совершение которого влечет административное наказание в виде административного ареста, с необходимостью исполнения лицами, осуществляющими производство по делу, ряда специальных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ административный арест как связанное с лишением лица свободы, а потому наиболее строгое административное наказание, применяемое к гражданам, может быть назначен в исключительных случаях и только судьей.

Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ). Частью 4 ст. 29.6 КоАП РФ установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении — в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

В силу ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определениях от 21 мая 2015 г. N 1125-О, от 29 сентября 2015 г. N 1902-О, ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ создает для лица дополнительную гарантию полноценной реализации права на защиту при привлечении к ответственности за такие административные правонарушения, за которые предусмотрена возможность применения к нарушителю наиболее ограничительных по своему характеру мер административной ответственности.

Таким образом, принимая во внимание сокращенный срок рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест, судья вправе приступить к рассмотрению дела по существу при совокупности следующих условий:

— лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание;

— санкция статьи (части статьи) КоАП РФ, на основании которой возбуждено дело об административном правонарушении, предусматривает помимо административного ареста возможность назначения иного вида административного наказания;

— фактические обстоятельства дела не исключают возможности назначения административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества.

При этом судам надлежит учитывать, что по делу, рассматриваемому в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, последнему не может быть назначено административное наказание в виде административного ареста.

Если судья допускает возможность назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу, административного наказания в виде административного ареста (в том числе и в случае, когда санкция статьи (части статьи) КоАП РФ не устанавливает альтернативного административного наказания, не связанного с содержанием нарушителя в условиях изоляции от общества) и лицо не явилось либо не было доставлено в судебное заседание, протокол об административном правонарушении с другими материалами дела подлежит возвращению в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в порядке, установленном п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, со стадии подготовки к рассмотрению дела («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016 года; извлечение).

Читайте так же:  Заявления сроки исковой давности жкх

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Административный арест за правонарушения, связанные с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них

Административный арест за совершение административных правонарушений, связанных с организацией и проведением публичных мероприятий либо участием в них, назначается с учетом требований статьи 3.9 КоАП РФ, а также характера совершенного административного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и иных обстоятельств дела, когда применение иного, более мягкого административного наказания из числа предусмотренных санкцией подлежащей применению статьи (ее части) не будет отвечать задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.

..При этом следует учитывать, что законодателем установлен запрет на назначение отдельным категориям лиц административного наказания в виде административного ареста, а также обязательных работ (часть 2 статьи 3.9 и часть 3 статьи 3.13 КоАП РФ).

В п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» содержатся следующие разъяснения:

Военнослужащим по призыву не назначается штраф и арест за совершение правонарушений по ч. 2 ст. 12.7 и ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ

За совершение административных правонарушений, предусмотренных в части 2 статьи 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут административную ответственность на общих основаниях.

При назначении военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административных наказаний за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.7 и частью 3 статьи 12.8 КоАП РФ, судья не вправе назначить предусмотренные их санкциями наказания: административный штраф (часть 6 статьи 3.5), административный арест (часть 2 статьи 3.9) или обязательные работы (часть 3 статьи 3.13), поскольку к указанной категории лиц не применяются данные виды наказаний.

Статья 3.9 КоАП РФ. Административный арест

Новая редакция Ст. 3.9 КоАП РФ

1. Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

2. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

3. Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Сроки административного ареста

По общему правилу административный арест применяется на срок до 15 суток. За что дают 15 суток? Такой срок дают за большую часть административных правонарушений.

В КоАП РФ лишь предусмотрен перечень тех проступков, за которые грозит арест в 30 дней. К ним, в частности, относятся:

  • Нарушение порядка организации собрания;
  • Нарушение порядка проведения митинга, шествия, демонстрации или пикетирования;
  • Нарушение общественного порядка массового пребывания граждан;
  • Нарушение безопасности граждан при передвижении в общественных местах;
  • Нарушение режима ЧП;
  • Не соблюдение режима контртеррористической операции;
  • Совершение правонарушения в области законодательства о наркотических и психотропных веществах.
  • Таким образом, максимальный срок административного ареста не может превышать 30 суток.

    В срок административного ареста включается административное задержание нарушителя. При этом срок административного задержания начинает исчисляться с момента доставления нарушителя в служебное помещение задержавшего его органа.

    Если же задержанный находился в состоянии алкогольного опьянения, срок начинает идти с того момента, как он протрезвеет.

    Комментарий к Статье 3.9 КоАП РФ

    1. Административный арест — одно из самых строгих наказаний, назначаемых за совершение серьезного административного правонарушения, кроме того, оно связано с ограничением конституционного права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), а также права на свободу передвижения (ст. 27 Конституции РФ). Важным аспектом выступает то, что административный арест назначается только судом и применяется за нарушение действующих норм права и можно говорить о согласовании с содержанием части 3 статьи 55 Конституции РФ.

    Таким образом, административный арест, применяемый к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении», ограничен указанным сроком. Назначение административного ареста на срок до 30 суток возможно только при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.5 КоАП (нарушение требований режима чрезвычайного положения). Согласно Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с послед. изм.) контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

    Как проходит отбывание ареста?

    Как и где сидят 15 суток административного ареста? Для ареста созданы специальные приемники. Главная цель административного ареста – изоляция нарушителя от общества.

    Остановимся подробно на правилах о порядке отбывания ареста по КоАП РФ. Порядок и условия содержания арестантов строго регламентированы.

    Обязательными для исполнения являются следующие требования:

    • Отдельно должны содержаться лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении, и те, кто на момент задержания болеет инфекционным заболеванием;
    • Отдельно содержатся мужчины и женщины;
    • Разделение осужденных на курящих и некурящих.

    Последнее требование, к слову, соблюдается крайне редко. Иногда для такой роскоши просто нет нужного количества комнат в спецприемнике.

    Арестованные должны быть обеспечены спальными местами и постельными принадлежностями.

    Нарушители могут содержаться, как в групповых камерах, так и индивидуально в случаях, когда требуется их полная изоляция.

    В обязательном порядке у каждого осужденного должно быть в распоряжении следующее имущество:

  • Стол и стул;
  • Шкаф для хранения продуктов и личных вещей;
  • Вешалка для верхней одежды;
  • Общий санузел с умывальником, в котором имеется холодная и горячая вода;
  • Емкость с питьевой водой;
  • Урна;
  • Освещение, вентиляция и система отопления.
  • Читайте так же:  Представление о привлечении к административной ответственности

    Осужденные имеют право на часовую прогулку на свежем воздухе в дневное время один раз в сутки.

    Для этого в спецприемниках есть оборудованные для прогулок места. На прогулках запрещено шуметь, портить имущество и конфликтовать с другими арестантами.

    В сутки 15 минут нарушители могут разговаривать бесплатно по телефону. Им обеспечивается трехразовое питание и не менее 8 часов сна ночью.

    Другой комментарий к Ст. 3.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Административный арест как мера административной ответственности существенно отличается от других видов административного наказания, предусмотренных КоАП РФ. Его правовая сущность заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества под стражей в предназначенных для этой цели учреждениях. К таким учреждениям относятся специальные приемники при органах внутренних дел для содержания лиц, подвергнутых административному аресту. Режим содержания является одним из средств достижения целей данного административного наказания: он обеспечивает охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений. Изоляция от общества правонарушителя путем помещения его в тюрьму, колонию-поселение, исправительные колонии не допускается.

    2. Административный арест устанавливается и назначается за отдельные виды наиболее общественно опасных административных правонарушений. К таким административным правонарушениям законодатель относит следующие: невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст.12.27); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы (ст.19.3); невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении его судом в соответствии с федеральным законом (ст.19.24); мелкое хулиганство (ст.20.1 КоАП РФ); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст.20.2); нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); самовольное оставление места отбывания административного ареста (статья 20.25 КоАП России).

    3. Назначение административного ареста допускается в исключительных случаях, когда по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение других предусмотренных в соответствующей статье мер административной ответственности будет признано недостаточным. Критерии для применения административного ареста даются в конкретных статьях Особенной части КоАП РФ.

    4. Административный арест назначается судьей.

    5. Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп. Это правило продиктовано соображениями гуманного характера.

    6. Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта РФ, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — центры временной изоляции для несовершеннолетних, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

    7. Срок административного ареста исчисляется сутками. Это означает, что иное исчисление сроков (часами, полусутками) не допускается. При этом срок административного задержания включается в срок административного ареста. Административный арест носит относительно-определенный характер. Он устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне контртеррористической операции — до тридцати суток.

    Административный арест устанавливается и применяется в качестве основного административного наказания.

    Административный арест не считается лишением свободы и не влечет судимости.

    § 6. Административные наказания

    Применение административного наказания преследует следующие цели: 1)

    воспитательное воздействие, предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция); 2)

    предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

    Административное наказание не может иметь своей целью: 1)

    унижение человеческого достоинства физического лица; 2)

    причинение ему физических страданий; 3)

    нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

    Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное наказание сочетает в себе эти методы.

    За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания: 1)

    административный штраф; 3)

    возмездное изъятие предмета или орудия совершения административного правонарушения; 4)

    конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения; 5)

    лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты); 6)

    административный арест; 7)

    административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8)

    административное приостановление деятельности.

    К юридическим лицам могут быть применены только первые пять видов мер ответственности.

    Перечень административных наказаний составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные наказания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных наказаний.

    Федеральными законами могут быть установлены и другие виды административных наказаний.

    Предупреждение является административным наказанием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных наказаний применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное наказание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного наказания по признаку повторности.

    Административный штраф — это назначаемое в качестве наказания за административное правонарушение денежное взыскание в пользу государства. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой — воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него.

    Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования. Рассматриваемая мера ответственности может быть назначена только судьей.

    Читайте так же:  Исковое заявление о возмещении судебных расходов образец

    Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок не менее одного месяца и не более трех лет. Данное наказание назначается только судьей.

    Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

    Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного наказания целесообразен в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции этот предел увеличивается до 30 суток. ,

    Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно- исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

    Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения: 1)

    самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов; 2)

    принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

    Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

    Дисквалификация — это новый вид административного наказания, который заключается в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц и применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда окружающей среды, в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности и др. Административное приостановление деятельности назначается судьей на срок до 90 суток.

    Назначение административного наказания. Законом предусмотрены следующие правила назначения административных наказаний.

    Во-первых, административное наказание может быть назначено только лицу, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

    Во-вторых, при назначении административного наказания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может назначить наказание ниже минимального предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным наказанием и не влечет никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о назначении административного наказания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях.

    В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации наказания. Это означает, что лицо, полномочное назначить административное наказание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое наказание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. За- мечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответственности.

    Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: 1)

    раскаяние виновного; 2)

    добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении; 3)

    предотвращение виновным вредных последствий административного правонарушения; 4)

    добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; 5)

    совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; 6)

    несовершеннолетний возраст; 7)

    совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

    Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

    Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, является закрытым и может быть изменен только федеральным законом. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются: 1)

    продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его; 2)

    повторное в течение одного года совершение однородного административного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; 3)

    вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение; 4)

    совершение административного правонарушения группой лиц; . , , . .. 5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; 6)

    совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

    Читайте так же:  Бланк штрафа за курение в общественных местах

    При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то наказание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

    Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

    Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного наказания. По общему правилу административное наказание может быть назначено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

    Лицо, подвергнутое административному наказанию, в течение одного года со дня окончания исполнения наказания не совершившее нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному наказанию.

    Административный арест

    Административный арест является одним из видов наказания, предусмотренных КоАП РФ.

    Применяется он либо при совершении самых общественно опасных проступков, либо при невозможности применения других видов наказания, например, штрафа.

    Где отбывается административный арест, и как проходит задержание нарушителя и исполнение наказания – поговорим далее.

    Как проходит судебное разбирательство?

    Подготовленный материал сотрудники полиции доставляют в здание суда. Если нарушитель был задержан, он также доставляется на рассмотрение материала принудительно. Если же он не был задержан, он самостоятельно обязан явиться с здание суда.

    Его явка обязательна. Без него судья не сможет вынести административный арест потому, что сразу же нарушителя обязаны доставить сотрудники в спецприемник.

    Если материалы дела оформлены неправильно, судья имеет право отправить его на доработку.

    Рассматривается административное дело по месту его совершения, а по ходатайству нарушителя – по месту его проживания.

    По общему правилу поступившие в суд административные материалы должны быть рассмотрены в тот же день. Исключение составляют лишь те дела, по которым нарушитель был задержан. Тогда на разбирательство отводится 48 часов.

    По итогам рассмотрения дела выносится постановление об административном правонарушении, копия которого выдается арестованному, сотруднику полиции и для передачи в спецприемник. Оно может быть обжаловано, но уже из места исполнения наказания.

    За какие нарушения применяется арест?

    Большую долю статей в КоАП РФ, по которым нарушитель может быть подвергнут аресту, составляют проступки за нарушение ПДД. За оставление места ДТП нарушитель может быть подвергнут административному аресту.

    Кроме того, оказаться в спецприемнике можно и за следующие проступки:

  • Хранение наркотиков;
  • Мелкое хулиганство;
  • Неуплата штрафа;
  • Употребление алкоголя в общественных местах;
  • Проявление неуважения к суду и полиции;
  • Управление автомобилем будучи лишенным этого права;
  • Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения;
  • Отказ от прохождения освидетельствования на состояние опьянения и др.
  • Рассмотрение административного материала, по результатам которого может быть назначен арест нарушителя, невозможно без участия его самого.

    Многие из них, зная эти сведения, пользуются ими и не являются в судебные заседания или сбегают из суда. Это приводит к тому, что процесс рассмотрения дела затягивается.

    К кому не применяется административный арест?

    КоАП РФ содержит исчерпывающий список тех категорий граждан, которые не могут быть подвергнуты аресту. К ним относятся:

  • Беременные женщины;
  • Женщины, имеющие на иждивении малолетних детей;
  • Несовершеннолетние нарушители;
  • I и II группа инвалидности;
  • Граждане, находящиеся на военных сборах;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники органов внутренних дел, следственного комитета, уголовно-исполнительной системы;
  • Сотрудники противопожарной и таможенной службы;
  • Военные национальной гвардии РФ.
  • Суды по своему усмотрению также могут не применять административный арест в отношении мужчин, самостоятельно воспитывающих малолетних детей.

    Что такое административный арест?

    Такой вид наказания многих пугает, создавая иллюзию аналогии в их головах с уголовным лишением свободы. Данные меры воздействия на нарушителей, на самом деле, имеет мало общего.

    Здесь имеют место быть и ощутимая разница в сроках, и место отбывания наказания, и количество прав арестантов.

    Административный арест – это вид административного наказания, заключающийся в изолировании нарушителя от общества на непродолжительное время.

    Административный арест может быть назначен только судом.

    Нормативная база

    Административный арест строго регламентирован большим числом нормативно-правовых актов. В частности, к ним относятся:

    • КоАП РФ – ст. 3.9;
    • ФЗ-67 от 24.06.2013 года «О порядке отбывания административного ареста»;
    • Постановление Правительства РФ № 627 об условия содержания лиц, нормах их питания и медицинского обслуживания;
    • Правила внутреннего распорядка в местах отбывания ареста (Приказ МВД № 83).

    Также некоторые вопросы исполнения административного ареста отражены в Постановлении Пленума ВС РФ №5, которым разъяснены правила толкования КоАП РФ.

    Тот факт, что порядок отбывания административного ареста определяется Правительством, вызывал немало вопросов со сторону Уполномоченного по правам человека.

    Однако, в 2004 году Конституционный суд дал на этот счет точные разъяснения, отражающие отсутствие противоречий с Конституцией РФ.

    Как избежать административного ареста?

    Лучший способ избегания содержания под стражей в спецприемнике является обжалование вынесенного судьей постановления.

    По общему правилу на все административные постановления установлен срок в 10 дней на их обжалование. Для этого даже не придется уплачивать государственную пошлину.

    Жалобы по административному аресту в 2020 году рассматриваются в течение 1 дня.

    Однако, сложно будет доказывать свою позицию суду, находясь на содержании в спецприемнике. Лучше обратиться за помощью к юристу.

    Если все же арест не будет обжалован, можно воспользоваться еще одним способом уклонения от ареста – наличие медицинских показаний.

    Если у Вас будет подтверждено хотя бы одно из ниже перечисленных заболеваний, Вас могут освободить:

    • Эпилепсия;
    • Рак на последней стадии;
    • Сахарный диабет;
    • Заразные инфекционные заболевания;
    • Обострение психических расстройств;
    • Проблемы со свертываемостью крови;
    • Слепота и др.

    Окончательное решение по данному вопросу все равно будет принимать единолично судья.

    Административный арест как вид административного наказания выступает крайней мерой привлечения к ответственности за совершение правонарушений.

    Применяется он только тогда, когда остальные методы наказания либо не могут быть применимы, либо не принесли желаемого результата.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Административные аресты защищают нас от субъектов, представляющих опасность для окружающих и для общественного порядка.

    Источники

    Административный арест как мера административного наказания назначается
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here