Административные правонарушения в области финансов

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административные правонарушения в области финансов". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

  • Статья 15.14 КоАП РФ. Нецелевое использование бюджетных средств

    Новая редакция Ст. 15.14 КоАП РФ

    Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

    Комментарий к Статье 15.14 КоАП РФ

    Статья 289 Бюджетного кодекса РФ и комментируемая статья предусматривают ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.

    Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ «получателем бюджетных средств является бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год» .
    ———————————
    См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2004. N 27. Ст. 2803; 2004. N 34. Ст. 3535; 2007. N 1. Ст. 28.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


    УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

    8 800 350 84 37

    Бюджетная роспись — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

    Бюджетные средства предоставляются организациям в формах (ст. 69 БК РФ):

    — ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

    — средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    — ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

    — ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    — ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    — бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

    — субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

    — инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

    — кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

    — кредитов иностранным государствам;

    — средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

    В соответствии с Бюджетным кодексом РФ субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

    Субсидия — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Таким образом, бюджетное финансирование носит строго целевой характер.

    Нецелевое использование бюджетных средств может выражаться в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств. Цели первоначально должны быть определены в бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе. Затем цели определяются в документах на непосредственное перечисление бюджетных средств.

    По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения — использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Например, бюджет предусмотрел приобретение зверей для зоопарка. Организация получила денежные средства по платежному поручению с указанием основания. Кроме этого, отдельно поступает документ с четким определением цели использования денежных средств — например приобретение крокодила. Если бюджетные средства были получены, на расчетном счете предприятия денежных средств нет, а оплата за крокодилов не прошла, но были куплены стулья в офис, то можно говорить о нецелевом использовании бюджетных средств.

    Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом РФ.

    Проверить правильность использования средств не всегда возможно. Если организация — получатель средств из бюджета имеет остаток на расчетном счете, превышающий сумму бюджетного финансирования, то проследить направленность использования средств нельзя. Нарушение можно выявить только в том случае, когда остаток на расчетном счете стал меньше суммы поступивших средств из бюджета. В этом случае часть бюджетных средств была использована и можно определить, была ли она использована по целевому назначению или нет.

    Читайте так же:  Образец обжалования штрафа за парковку на газоне

    Нормы федерального законодательства предусматривают административное наказание только за сам факт нарушения финансово-бюджетного законодательства, без учета финансовых последствий таких нарушений для общества, бюджетов и граждан.

    Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 262-ФЗ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства увеличен с 2 месяцев до 1 года.
    ———————————
    См.: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 262-ФЗ «О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // СЗ РФ. 2007. N 1 (часть 1). Ст. 25.

    Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 270-ФЗ «О внесении изменения в статью 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» комментируемая статья дополнена частью 2, которая предусматривает аналогичную ответственность за использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов.

    Популярные материалы

    Кодексы РФ

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации по КОАП РФ

    «О проекте федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска»»

    «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ»

    «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 N 20-р»

    Указы и распоряжения Президента Российской Федерации по КОАП РФ

    «О Всероссийском казачьем обществе» (вместе с «Уставом Всероссийского казачьего общества»)

    «Об утверждении Порядка принятия Управлением делами Президента Российской Федерации решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.06.2019 N 55069)

    «Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

    Документы Пленума и Президиума Верховного суда по КОАП РФ

    «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019)

    (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

    Другой комментарий к Ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

    1. Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, правила финансового обеспечения субъектов предпринимательской деятельности, порядок расходования государственных средств, установленные Бюджетным кодексом РФ.

    2. Под бюджетными средствами понимаются денежные средства, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, социальной защиты населения, развития рыночной инфраструктуры, обеспечения охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов и в других сферах социально-экономической, политической жизни.

    3. Бюджетное финансирование носит строго целевой характер.

    Формами бюджетного финансирования могут быть дотации, субвенции, субсидии, бюджетные ассигнования, бюджетный кредит.

    4. Объективная сторона характеризуется активным действием и выражается в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов либо в ином документе, являющемся основанием для получения бюджетных средств.

    5. Под получателем бюджетных средств понимается бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

    6. Бюджетное учреждение — организация, учрежденная органами исполнительной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

    Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на: оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ; оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам; оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

    7. По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента факта нарушения использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

    8. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла. Лицо знает, сознает, что использует бюджетные средства не по назначению, и желает этого.

    9. Субъектом правонарушения выступает юридическое лицо — получатель бюджетных средств, а также должностное лицо.

    Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (ст.ст. 15.1 — 15.34)

    Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг

    >
    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
    Содержание
    Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. — Специально для системы ГАРАНТ, 2010 г.

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.ст. 15.1 — 15.47)

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 8 января 2020 г. — Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 501-ФЗ

    Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней

    Читайте так же:  Списание налогов срок исковой давности

    ГАРАНТ:

    О применении главы 15 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18

    Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

    См. схему «Ответственность за налоговые правонарушения»

    >
    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании.
    Содержание
    Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (ст.ст. 15.1 — 15.39)

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ наименование главы 15 настоящего Кодекса изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2010 г.

    Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг

    ГАРАНТ:

    О применении главы 15 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18

    Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

    См. схему «Ответственность за налоговые правонарушения»

    >
    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании.
    Содержание
    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ)

    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

    Тема 4.4. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов

    1. Нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций.

    2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

    3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

    4. Нарушение срока представления счета в банке или иной кредитной организации.

    5. Нарушение сроков представления налоговой декларации.

    6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

    7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику.

    8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса).

    9. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

    10. Нарушение валютного законодательства.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

    Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном о приходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    2. Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

    Невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по контролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

    Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации

    Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

    5. Нарушение сроков представления налоговой декларации

    Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

    6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

    Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

    Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

    7. Нарушение порядка открытия счета налогоплательщику

    Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

    Читайте так же:  Срок исполнения судебного решения по исполнительному листу

    Открытие банком или иной кредитной организацией счета организации или индивидуальному предпринимателю при наличии у банка или иной кредитной организации решения налогового органа либо таможенного органа о приостановлении операций по счетам этого лица — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    8. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса)

    Нарушение банком или иной кредитной организацией установленного срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора (взноса), а равно инкассового поручения (распоряжения) налогового органа, таможенного органа или органа государственного внебюджетного фонда о перечислении налога или сбора (взноса), соответствующих пеней и (или) штрафов в бюджет (государственный внебюджетный фонд) — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

    9. Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

    Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается:

    — искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов;

    — искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.

    10. Нарушение валютного законодательства

    Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, — влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

    Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

    Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

    Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

    Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

    Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок — влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

    Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

    Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

    Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

    Задания для практической работы:

    Выполните задания для практической работы из «Сборника заданий для практических работ по дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», тема: «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов».

    Раздел 5. ЗАЩИТА НАРУШЕННЫХ ПРАВ И СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК
    РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

    | следующая лекция ==>
    Тема 4.3. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности | Тема 5.1. Судебная защита прав предпринимателя

    Дата добавления: 2013-12-14 ; Просмотров: 141 ; Нарушение авторских прав? ;

    Читайте так же:  Банк административных штрафов

    Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

    Глава 15 КОАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ДОБЫЧИ, ПРОИЗВОДСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

    [ действующая редакция ]

    Задайте вопрос юристу:

    Законы Российской Федерации по КОАП РФ

    «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

    «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

    «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по КОАП РФ

    «По жалобе гражданина Котова Константина Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

    «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по труду и занятости федерального статистического наблюдения за результатами осуществления надзорно-контрольных мероприятий за соблюдением трудового законодательства при использовании иностранных работников»

    «О плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год»

    Характерные черты и особенности финансового правонарушения

    Дата публикации: 10.11.2019 2019-11-10

    Статья просмотрена: 63 раза

    Библиографическое описание:

    Казарян А. Р. Характерные черты и особенности финансового правонарушения // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 102-104. — URL https://moluch.ru/archive/283/63687/ (дата обращения: 17.02.2020).

    Вопросы финансового правонарушения не являются абстрактной теоретической проблемой. Задачи по дальнейшему укреплению финансовой дисциплины в области государственных финансов требуют тщательного изучения различных аспектов финансового правонарушения не только на основе существенных нарушений налогового законодательства и сборов, но и ответственности за нарушения бюджетного и валютного законодательств. В этих условиях структура финансового правонарушения приобретает важность неотложной проблемы, решение которой во многом определяет успех детальной проработки вопросов финансовой ответственности применительно к отдельным подсекторам финансового права.

    Поскольку определение понятия финансового правонарушения не дается ни в одном нормативно-правовом акте законодательства Российской Федерации, существует множество мнений различных ученых на этот счет: от полного отрицания существования такого вида правонарушения, до выделения данного вида в самостоятельную и важную правовую категорию.

    Финансовые правонарушения являются составной частью правового поведения в сфере публичных финансов. Под правовым поведением в сфере публичных финансов понимается как не противоречащее закону, так и противоречащее поведение субъектов финансовой деятельности государства и муниципалитетов. В общем виде такое понимание представляет собой социально значимое, контролируемое сознанием, волевое поведение отдельных и коллективных субъектов финансовой деятельности государства и местного законом и влекущее за собой правовые последствия. Для публичных финансов наиболее характерным является законное поведение субъектов, при котором финансовая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не выходит за рамки прав, которыми они наделены, и надлежащим образом исполненных ими финансовых обязанностей. При этом, имеют место быть нарушения норм, закрепленных финансовым законодательством, которое, как правило, влечет за собой необходимость применения мер финансового и правового принуждения с целью пресечения таких фактов, восстановления существовавшей ранее ситуации и предотвращения незаконного поведения в будущем.

    Место, где имеется факт неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих обязанностей при осуществлении финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления является той самой чертой, самоуправления, предусмотренное которая разделяет законное и незаконное поведение в области публичных финансов. Однако, только лишь факт неисполнения субъективного финансового права, при условии, что он никоем образом не затрагивает прав и законных интересов других лиц, не говорит о противоправности в поведении субъекта публичных финансов, так как далеко не каждое противоречащее закону поведение в области публичных финансов является финансовым правонарушением. Среди совокупности признаков финансового правонарушения незаконность является лишь составной частью.

    Отличительной особенностью финансово-правового принуждения является то, что оно направленно на ущемление имущественного положения лица, виновного в совершении финансового правонарушения.

    При этом, финансовым правонарушением может признаваться только деяние, совершенное лицом, которое, в соответствии с действующим законодательством, способно нести финансовую ответственность, однако, по нашему мнению, данный тезис также нельзя отнести к признакам финансового правонарушения, поскольку вопрос о субъекте правонарушения — это не вопрос признаков правонарушения, а вопрос его состава.

    Большинство авторов относят тот факт, что за совершение финансового правонарушения предусмотрено применение к виновному лицу мер финансово-правового принуждения к ключевым признакам в понимании финансового правонарушения, поскольку данный признак, по их мнению, позволяет отграничить его от иных правонарушений, таких как, к примеру: преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения, а также иные правонарушения, совершаемые в сфере публичных финансов [6].

    Финансовое правонарушение как поведенческий акт представляет собой деяние субъекта финансового правонарушения, которое выражается в активном действии, либо в бездействии данного субъекта. Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло социально вредные последствия в сфере публичных финансов. Говоря о действиях, необходимо отличать их от движений человеческого тела, поскольку последние могут быть бессознательными, в то время как действие осуществляется под контролем сознания и выражает волю человека, который его совершает, т. е. являются волевыми и интеллектуальными [6].

    Под вышеуказанным тезисом подразумевается, что лицо, совершающее определенное действие, помимо того, что должно находиться в сознании, так как без сознания невозможно сделать какое-либо действие, должно еще и осознавать его правовое значение, а также предвидеть либо иметь возможность предвидеть последствия данного действия. Говоря о волевой и интеллектуальной составляющей финансового правонарушения, необходимо отметить, что для совершения финансового правонарушения зачастую необходим факт реализации лицом своих интеллектуальных способностей в сфере финансов. Под интеллектуальными способностями в сфере финансов нами понимаются знания в этой области, которые требуют определенной предварительной подготовки. «Для некоторых специалистов в области финансов (аудиторов, главных бухгалтеров, специалистов по работе с ценными бумагами и т. д.) установлены специальные квалификационные требования. Для подтверждения их соответствия этим требованиям может быть проведена государственная сертификация, то есть акт проверки знаний этих лиц с последующим признанием и сертификацией государством их соответствия предъявляемым к ним требованиям» [7].

    Читайте так же:  Доклад источники загрязнения окружающей среды

    Для физических лиц, осуществляющих определенные виды деятельности на финансовых рынках (аудит, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и т. д.) требуется прохождение государственной сертификации. В том случае, если лицом, осуществляющим финансовую деятельность, является юридическое лицо, требуется, чтобы в их составе были физические лица, прошедшие государственную сертификацию в установленной законом форме, имеющие документ, подтверждающий факт прохождения такой сертификации. Для осуществления определенной финансово-хозяйственной деятельности, к примеру: бухгалтерский учет, также необходимы сертифицированные специалисты.

    В данный момент, в связи с изменениями законодательства, условие наличия профессионального бухгалтера, прошедшего государственную аттестацию, в составе работников юридического лица не является обязательным, однако имеет место быть мнение, что правом подписи документов бухгалтерской отчетности (баланса и отчета) и налоговой отчетности (налоговой декларации) должны обладать только лица, прошедшие государственную аттестацию.

    По нашему мнению, тезис о возможности подписания специальных финансовых документов, таких как, к примеру, налоговой декларации должен найти свое законодательное закрепление. Это необходимо, как нам видится, из-за того, чтобы убрать всякие вопросы о неумышленном совершении того или иного финансового правонарушения либо совершения финансового правонарушения с отсутствием прямого умысла.

    Отсутствие прямого умысла, в свою очередь, может выражаться в том, что за частую не всякий руководитель, учредитель, акционер того или иного предприятия является специалистом в сфере финансов, поскольку способность организовать хозяйственную деятельность предприятия не всегда предполагает способность и достаточную компетенцию руководителя в учете финансов, отчетности и т. д., хотя и не исключает наличия такой способности.

    При этом, факт подписания либо визирования финансового документа специалистом будет расцениваться при квалификации конкретного деяния в качестве финансового правонарушения и рассмотрении вопроса применения санкции за такое правонарушение как совершенного с прямым умыслом.

    Однако невозможно исключать, что какой-либо недобросовестный предприниматель не будет знать о необходимости подписания или визирования финансовых документов специалистом либо забудет о такой необходимости, либо представит документы, свидетельствующие о его неспособности финансировать такого специалиста и т. п. В таких случаях, вопрос вины все равно будет открыт, но в большинстве случаев, по нашему мнению, вопрос о вине лица в совершении финансового правонарушения будет решаться проще.

    Важно отметить, что в настоящее время законодательство дает предпринимателям право по доверенности либо в соответствии с приказом назначать в качестве подписантов некоторых финансовых документов специалистов, при том не всегда эти специалисты обязательно должны быть в штате. Однако мы говорим не о наделении предпринимателей правами делегировать полностью либо в части право подписи финансовых документов, а о законодательном закреплении такого права в качестве обязанности. Данный тезис мы видим целесообразным развить ниже, при исследовании вопроса субъективной стороны состава финансового правонарушения.

    Резюмируя изложенное важно отметить, что преднамеренные, интеллектуальные моменты поведенческих актов в области государственных финансов реализуются через вину лица, своими действиями или бездействием допустившего нарушения финансового законодательства.

    При изучении большого количества теоретического материала: учебной литературы, монографий, статей и т. д. нами выделены следующие признаки финансового правонарушения: финансовое правонарушение является деянием субъектов публичных финансов; выражается в нарушении норм, закрепленных нормативно-правовыми актами финансового законодательства; содержит факт причинения вреда публичным финансам; является виновным деянием.

    В противовес мнениям ученых, которые относят к отличительным признакам финансового правонарушения то, что за совершение финансового правонарушения предусмотрено применение к виновному лицу мер финансово-правового принуждения, мы придерживаемся позиции о ненужности рассмотрения факта применения мер финансовой ответственности в качестве признака, поскольку признаки позволяют идентифицировать и дифференцировать тот или иной объект исследования, в то время, как применение финансово-правового принуждения к виновному лицу является мерой наказания, то есть правовой реакцией общества и государства на противоправное, виновное деяние конкретного лица. Корме того, по мнению некоторых исследователей, одним из признаков финансового правонарушения является факт совершения деяние лицом, которое, в соответствии с действующим законодательством, способно нести финансовую ответственность, однако, по нашему мнению, данный тезис также нельзя отнести к признакам финансового правонарушения, поскольку вопрос о субъекте правонарушения — это не вопрос признаков правонарушения, а вопрос его состава.

    Осуществление финансовой ответственности всегда является следствием, то есть финансовые санкции могут применяться только после совершения финансового правонарушения. Факт того, что в доктрине каких-либо ярких споров по этому выводу не ведется является подтверждением того, что исследователи, выделяющие наступление финансовой ответственности в качестве признака финансового правонарушения, вступают в противоречие сами с собой, поскольку признают, что наступление финансовой ответственности является следствием совершения акта, имеющего признаки финансового правонарушения.

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019).

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019).
    3. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 года N 511 «О классификаторе правовых актов».
    4. Актуальные проблемы теории и практики финансового права Российской Федерации (под ред. проф. д.ю.н. А. Н. Козырина). Специально для системы ГАРАНТ, 2009 г.
    5. Козырин А. Н. Публичные финансы: взаимодействие государства и общества. М., 2012. 107 с.

    Источники

    Административные правонарушения в области финансов
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here