Административные правонарушения трудовой кодекс

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административные правонарушения трудовой кодекс". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 5.27 КоАП РФ

1. В комментируемой статье 5.27 КоАП установлена административная ответственность за нарушения законодательства о труде и об охране труда. Объектом данного административного правонарушения являются трудовые права граждан, в том числе право на безопасные и здоровые условия труда, гарантируемые трудовым законодательством.

Законодательство о труде и об охране труда состоит из достаточно большого количества нормативных правовых актов как федерального, так и регионального и муниципального уровней. На федеральном уровне основополагающим законом является, прежде всего, Трудовой кодекс РФ, есть некоторые другие законы (в частности, Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») и иные нормативные правовые акты.

Диспозиция комментируемой статьи носит бланкетный характер и не конкретизирована. Под ее действие за «нарушение законодательства о труде и об охране труда» могут попадать самые разнообразные нарушения (действия и бездействие), но, прежде всего, те, которые влекут нарушение трудовых прав работников и работодателей в рамках заключенного ими трудового договора. В то же время следует иметь в виду, что нарушения ряда норм трудового законодательства образуют составы административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 5.28 — 5.34, 5.42 КоАП РФ.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей 5.27 КоАП России, выражается в действиях (бездействии), нарушающих конкретные нормы обширного законодательства о труде, в том числе об охране труда. Под действие данной статьи могут попадать, например, действия, нарушающие гарантируемое законом право граждан:

— поступить на работу, право на получение гарантий и компенсаций, на предоставление отпуска и других видов отдыха, на своевременную выплату зарплаты;

— неправомерные переводы на другую работу, необоснованные увольнения;

— действия, нарушающие некоторые специальные права и гарантии, предоставленные отдельным категориям работников (несовершеннолетним, инвалидам, беременным женщинам и т.д.).

Читайте так же:  Назовите административные правонарушения

Данное административное правонарушение может быть совершено в форме как действия (например, незаконный перевод на другую работу), так и бездействия (например, невыплата или задержка выплаты зарплаты).

Что касается нарушений законодательства об охране труда, то это могут быть посягательства на действующую систему норм Трудового кодекса РФ (гл. 33 — 36) и правил техники безопасности, действующих в тех или иных отраслях (сферах) промышленности, строительства, транспорта и т.д. (например, порядка проведения инструктажа, реализации мер по индивидуальной и коллективной защите работников, по снабжению их лечебным питанием и т.п.). С 1 января 2015 г. нарушения законодательства об охране труда влекут за собой административную ответственность по специальной ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного в ч. 2 комментируемой статьи, выражается в действиях (или бездействии), нарушающих те же нормы действующего законодательства о труде и об охране труда, что имеются в виду в ч. 1 комментируемой статьи 5.27 КоАП РФ, но должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Такому лицу постановлением суда назначается дисквалификация, предусмотренная для ряда должностных лиц ст. 3.11 КоАП РФ.

При этом следует учитывать, что под «аналогичным правонарушением» следует понимать совершение должностным лицом такого же (а не любого другого) нарушения законодательства о труде и об охране труда, причем в течение 1 года со дня окончания исполнения предыдущего постановления о назначении административного наказания за такое же административное правонарушение (см. п. п. 16 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5).

Правонарушение считается оконченным с момента совершения любого из правонарушающих действий (или бездействия — с момента истечения установленного законом срока для выполнения соответствующей обязанности или полномочия).

3. Субъектами правонарушения в статье названы: должностное лицо, индивидуальный предприниматель (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), а также юридическое лицо — организация независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Рядовой работник не может нести ответственность по данной статье КоАП РФ.

Должностное лицо — это руководитель (или иное лицо организации), обладающее признаками такового согласно ст. 2.4 КоАП РФ.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, в качестве альтернативы административному штрафу в статье предусмотрен такой вид наказания, как административное приостановление деятельности указанных лиц на срок до 90 суток (см. ст. 3.12 КоАП РФ).

В ч. 2 данной статьи в качестве субъекта административной ответственности выступает должностное лицо, ранее подвергнутое административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (см. п. 2 комментария к настоящей статье).

Как свидетельствует практика, работодателями могут быть не только организации (юридические лица) и индивидуальные предприниматели, но и иные лица (например, нотариусы, частные детективы, граждане, использующие труд домработницы, няни, шофера и т.д.). Однако комментируемая статья 5.27 КоАП оставляет открытым вопрос об административной ответственности по данной статье работодателей, не являющихся ни юридическими лицами, ни индивидуальными предпринимателями.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется умышленной формой вины (прямым умыслом) или неосторожностью (см. ст. 2.2 КоАП РФ).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В настоящее время это Федеральная службы по труду и занятости и подведомственные ей государственные инспекции труда в субъектах РФ (ч. 1, п. 16 ч. 2 ст. 28.3; ст. 23.12 КоАП РФ) Административное приостановление деятельности или дисквалификация как наказание возможны только по постановлению судьи (ст. 23.1 КоАП России).

Схема. Трудовой кодекс. Ответственность за нарушение трудового законодательства

Схема. Трудовой кодекс. Ответственность за нарушение трудового законодательства

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Новая редакция Ст. 5.27.1 КоАП РФ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Читайте так же:  Правовые последствия привлечения к административной ответственности

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27-1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Другой комментарий к Ст. 5.34 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в сфере труда и охраны труда, по поводу возникшего коллективного трудового спора и его разрешения, урегулированные нормами федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, иных нормативных правовых актов.

В соответствии с ч.4 ст.37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Статья 13 Федерального закона 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» устанавливает право работников использовать право на забастовку в случае, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора. Согласно ст.14 данного Закона решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединением профсоюзов. В той же статье предусмотрено, что участие работника в забастовке не может рассматриваться в качестве нарушения трудовой дисциплины и основания расторжения трудового договора, за исключением случаев, когда работники приступили к проведению забастовки или не прекратили ее на следующий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной либо об отсрочке или о приостановке забастовки.

Читайте так же:  Просроченный кредит срок исковой давности

Работникам, не участвующим в забастовке, но не имевшим возможности выполнять свою работу в связи с ней, оплата простоя не по вине работника производится в порядке и размерах, предусмотренных законодательством о труде. Работодатель вправе переводить этих работников на другую работу в порядке, предусмотренном законодательством о труде.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Статья 19 Закона запрещает локаут — увольнение по инициативе работодателя работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства во время проведения забастовки.

2. Объективная сторона правонарушения может выражаться только в действии, заключающемся в увольнении работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.

3. Статья не содержит указания на то, кто может быть субъектом комментируемого правонарушения. Однако из ее содержания усматривается, что таковым может быть должностное лицо, имеющее право увольнения работников.

4. Правонарушение может быть совершено только умышленно.

Ответственность работодателя: во что обойдется нарушение трудового законодательства

Комментарий к Статье 5.34 КоАП РФ

Объект правонарушения — см. комментарий к ст. 5.32.

Объективную сторону данного правонарушения образует увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки. В данном случае важна правильная интерпретация данной формулировки нормы. КоАП предусматривает административную ответственность не за увольнение в период разрешения коллективного трудового спора или проведения забастовки, а за увольнение «в связи» с коллективным трудовым спором или объявлением забастовки. Другими словами, участие в коллективном споре или забастовке должно быть причиной увольнения. Однако безусловно, любой работодатель предпочтет уволить такого работника под более благовидным предлогом. Поэтому важно установить фактическую причину увольнения такого работника.

Работники, участвующие в незаконной забастовке, могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисциплины, включая увольнение (например, за прогул). Однако объявить забастовку незаконной может лишь суд. Дисциплинарное взыскание по правилам ст. 417 ТК РФ может применяться только к работникам, приступившим к проведению забастовки или не прекратившим ее на следующий рабочий день после доведения до органа, возглавляющего забастовку, вступившего в законную силу решения суда о признании забастовки незаконной.

Субъектом данного правонарушения является работодатель или соответствующее должностное лицо.

Субъективная сторона выражается в прямом умысле.

Комментарий к Статье 5.27.1 КоАП РФ

Комментарий временно отсутствует.

Другой комментарий к Ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

Комментарий к статье 5.27.1 КоАП в процессе написания. Заходите позже.

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ глава 5 настоящего Кодекса дополнена статьей 5.27.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Статья 5.27.1 . Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.27.1 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 1 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 216-ФЗ

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Читайте так же:  Последствия загрязнения окружающей среды презентация

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 272-ФЗ в статью 5.27 внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 5.27 . Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5.27 КоАП РФ

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 или 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Часть 6 изменена с 6 августа 2019 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 221-ФЗ

6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 5.34 КоАП РФ. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки

Новая редакция Ст. 5.34 КоАП РФ

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки —

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Ответственность за нарушение ТК РФ: законодательная база

Закон обязывает работодателей соблюдать Трудовой Кодекс и другие нормативные акты, касающиеся норм трудового права. Это закреплено статьей 22 ТК РФ. За нарушения предусмотрена ответственность, причем только штрафами дело не обходится. Виды ответственности описаны в статье 419 Трудового Кодекса. Далее мы рассмотрим их подробно.

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства постепенно усиливается. До 2014 года в Кодексе о правонарушениях кадровым вопросам была посвящена только статья 5.27. Потом появилась еще одна — 5.27.1, в которую вынесли все моменты, связанные с охраной труда. С 2016-го появились новые пункты в статье 5.27.

Постановлением Верховного суда №60-АД14-16 от 15.08.2014 утверждено, что админответственность назначается за каждое выявленное нарушение. То есть, в каждом конкретном случае — отдельный состав правонарушения, отдельный пункт статьи и отдельный штраф. Это означает, что за невнимательное отношение к кадровому учету и охране труда суммарно может «набежать» внушительная сумма. Даже семизначная.

Какие штрафы за нарушение трудового законодательства: справочник

За выявленные в результате проверок нарушения ГИТ привлекает виновных должностных и юрлиц, а также ИП к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

Статья КоАП

Вид нарушения

Штрафы, руб.

для юрлиц

для должностных лиц

ИП

Нарушение законодательства о труде и охране труда

от 30000 до 50000

от 1000 до 5000

от 1000 до 5000

Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и работодателем, трудовыми отношениями

от 10000 до 20000

Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем

Читайте так же:  Неправильно составлен протокол об административном правонарушении гибдд

от 50000 до 100000

от 10000 до 20000

от 5000 до 10000

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение

от 50000 до 70000

от 10000 до 20000

от 10000 до 20000

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.2, 3 статьи 5.27, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное

от 100000 до 200000

дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ

от 50000 до 80000

от 2000 до 5000

от 2000 до 5000

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение

от 60000 до 800000

от 5000 до 10000

от 5000 до 10000

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний

от 110000 до 130000

от 15000 до 25000

от 15000 до 25000

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

от 130000 до 150000

от 20000 до 30000

от 20000 до 30000

Совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 — 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 30000 до 40000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

от 30000 до 40000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда

от 70000 до 100000

от 20000 до 30000

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1ст.14.54, лицом, ранее подвергнутым наказанию за аналогичное правонарушение

от 100000 до 200000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

от 40000 до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа, осуществляющего госнадзор за соблюдением трудового законодательства и иных НПА

от 100000 до 200000

от 30000 до 50000 или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет

Миллион рублей — штраф за нарушение трудового законодательства

За последние годы существенно усилились меры административной ответственности за нарушение трудового законодательства и охраны труда. В частности с 2014 года введена новая статья в КоАП РФ 5.27.1, а в 2016 году расширили ст.5.27. В связи с этим при проведении контрольных мероприятий общая административная ответственность к работодателю может достигнуть миллиона рублей и больше.

В соответствии со статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) работодатели обязаны соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, однако часто нарушают требования трудового законодательства и не уделяют должного внимания правильности ведения кадрового учета.

За нарушение трудового законодательства предусматривается административная ответственность и штрафы согласно ст. ст. 5.27, 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Таким образом, при нарушении трудового законодательства и законодательства об охране труда при проверке работодатель может быть привлечен к административной ответственности и штраф налагается по нескольким основаниям, то есть за каждое нарушение по отдельности.

Приведем самые распространенные нарушения трудового законодательства и размер административной ответственности за них.

Таким образом, включение в трудовой договор условий труда по степени вредности и (или) опасности, в
силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ, является обязательным.

30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ Допуск к работе без инструктажа по технике безопасности Работодатель обязан обеспечивать проведение инструктажей по охране труда, а работник обязан их проходить.
Такой вывод можно сделать из абз. 8 ч. 2 ст. 212, абз. 4 ст. 214, ч. 2 ст. 225 ТК РФ. 110 000 до 130 000 руб. п.3 ст.5.27.1 КоАП РФ Не оборудовано место для приема пищи Согласно ст. 223 ТК РФ санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями
охраны труда возлагается на работодателя. Требования по созданию комнат для приема пищи установлены санитарными
нормами, например п. п. Свода правил СП 44.13330.2011. Если на предприятии работает до 10 человек в
смену, то вместо комнаты для приема пищи следует предусмотреть в гардеробной дополнительное место площадью 6 кв.
м с установкой стола для приема пищи. 30 000 до 50 000 руб. п.1 ст.5.27 КоАП РФ

Перечисленный выше перечень не является исчерпывающим. В процессе хозяйственной деятельности могут возникнуть и другие нарушения в области трудовых отношений и охраны труда.

Более того, помимо административной ответственности к юридическому лицу контролирующие органы могут применить административную ответственность еще и к руководителю предприятия согласно тех же статей КоАП РФ. Руководитель организации за некоторые нарушения привлекается и к уголовной ответственности (ст. ст.143 и 145 УК РФ). Так же работодатель несет материальную ответственность перед работниками.

Прочитав данную статью и узнав, какие риски несет работодатель при нарушении трудового законодательства, работодатель без сомнения постарается это законодательство полностью соблюдать. Соблюдение требований трудового законодательства и правильное ведение кадрового учета помогут избежать рисков, которые были подробно описаны в данной статье.

Статья 5.27 КоАП

Последние изменения

6 августа 2019., в соответствии с законом № 221-ФЗ от 26.07.2019 г., первый абзац части 6 ст. 5.27 после слова «либо» дополнен словами «воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на замену кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата, либо».

Видео (кликните для воспроизведения).

3 октября 2016 г., в соответствии с Федеральным Законом № 272-ФЗ от 03.07.2016 г., статья 5.27 была изложена в новой редакции.

Источники

Административные правонарушения трудовой кодекс
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here