Административные дела лет

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административные дела лет". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 29.6 КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 29.6 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

6. Утратила силу.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Комментарий к Статье 29.6 КоАП РФ

Срок рассмотрения дела начинает отсчитываться со дня получения уполномоченным на рассмотрение дела об административном правонарушении судьей, органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. Комментируемый Кодекс установил срок рассмотрения дела в пятнадцать дней. Установленный срок может быть продлен в двух случаях. Во-первых, в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении и, во-вторых, когда возникла необходимость в дополнительном выяснении обстоятельств дела. Решение о продлении установленного срока принимается судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в форме мотивированного определения. Срок может быть продлен не более чем на один месяц.

Конституция РФ объявила человека, его права и свободы высшей ценностью. Поэтому общество нуждается в более быстром реагировании государства на административные правонарушения, посягающие на права граждан. Эта потребность выразилась в установлении пятидневного срока рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56 комментируемого Кодекса. При этом установлен запрет на продление данного срока.

За ряд административных правонарушений предусмотрено установление таких санкций, как административный арест либо административное выдворение. Суровость данных санкций говорит о серьезной угрозе для общества со стороны лиц, совершивших данные правонарушения. Поэтому и возникает необходимость в быстрой изоляции от общества лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении. По данной категории дел установлен срок рассмотрения в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Если к лицу, которое привлекается к административной ответственности, были применены меры административного задержания, то дело об административном правонарушении в отношении данного лица должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания.

За ряд административных правонарушений, предусмотренных в отношении юридических лиц, установлена санкция «административное приостановление деятельности» и возможно применение такой меры административного принуждения, как временный запрет деятельности. Применение мер административного принуждения должно быть обоснованным и не становиться фактором торможения рыночных отношений. Поэтому в случае применения временного запрета деятельности в целях минимизации убытков организации нецелесообразно затягивать рассмотрение дела на пятнадцать дней. Комментируемый Кодекс установил, что дело об административном правонарушении, которое в качестве санкции предусматривает административное приостановление деятельности и применение временного запрета деятельности, должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти дней с момента фактического прекращения деятельности.

Порядок рассмотрения административного дела

Административная юрисдикция функционирует по определенному законодательством принципу. Все дела рассматриваются только после тщательного исследования всех обстоятельств, опроса свидетелей и участников (истца и ответчика). Заседания назначается при наличии оснований для его проведения, которые подтверждены документально.

Участники процесса оповещаются заблаговременно, чтобы у них была возможность известить суд о том, что они не могут прибыть в назначенный срок, если этому что-то препятствует. Обстоятельства должны быть вескими.

После вынесения решения суда по административному преступлению, независимо от того, какое наказание было назначено, его можно обжаловать в общепринятом порядке. После оглашения решения судья обязан известить об этом ответчика.

Читайте так же:  Протокол за нарушение тишины и покоя граждан

Кто рассматривает дела об административных правонарушениях?

Ст. 22.1 КоАП определяет перечень органов и лиц, которые уполномочены выносить решения по административным делам. Кроме судебной системы Кодекс закрепляет это право за несколькими десятками органов власти. В основном это ведомства, задачей которых является контроль и надзор за исполнением законов. При этом в ряде случаев право на рассмотрение дел об административных правонарушениях находится в компетенции непосредственно руководителей государственных органов или их заместителей. Рядовому гражданину не просто разобраться, какие органы занимаются конкретным административным делом, для этого необходимо знать, какие правонарушения им подведомственны.

Срок давности по административным правонарушениям ГИБДД

Штрафы ГИБДД, будучи административными, подлежат оплате в 2-месячный срок.

Если оплата вносится в течение 20 дней, то сумма штрафа сокращается вдвое (КоАП ст.32.2 пп.1, 1.3).

Отсчёт начинается через 10 дней после получения нарушителем постановления.

При неуплате штрафа судебным приставом возбуждается исполнительное производство (КоАП ст.32.2 п.5). По факту открытия производства ССП уклонисту даётся 5 дней на добровольное покрытие задолженности (ФЗ №229 2007/02/10 редакция 2016/01/10 ст.30 п.12). После этого в поле зрения пристава попадают все доходы и имущество должника. При сумме штрафов гибдд свыше 10 тысяч пристав накладывает временный запрет на выезд должника за границу (ФЗ №229 ст.67 пп.1, 3).

Срок давности по наложению штрафа – 2 месяца (через суд 3 месяца), а по взысканию (обычное правонарушение) он лимитирован 2 годами с момента вынесения постановления о наложении административного взыскания. На обжалование предусмотрено:

  • 10 дней – у начальника госавтоинспекции;
  • 60 дней – в суде.

Если инспектор не выписал штраф на месте, то через 2 месяца он не может уже привлечь нарушителя к ответственности. Через 3 месяца срок давности данного нарушения истекает окончательно и бесповоротно.

Пример. М превысил скорость 15 января 2014 года, был остановлен инспектором и оштрафован. Постановление о наложении штрафа стало актуальным 25 января 2014 (не обжаловалось). С 26 января 2014 начинал течь срок давности, который вышел 26 января 2016. За прошедшие 2 года никто его не тревожил (меры не предпринимались), не пытался принудительно привлечь к ответственности.

Требование гаишника уплатить «должок», предъявленное ему после названной даты, не правомерно, так как М не скрывался и не уклонялся (его даже не пытались найти), а срок давности истёк – постановление утратило свою силу.

Единственное отличие – в назначении наказания за злостную неуплату. В этом случае арест на 15 суток не возможен (КоАП ст.20.25 п.3).

Любое административное нарушение предполагает ответственность за содеянное и наказание, которое назначается специальными уполномоченными лицами (органами).

Давность по предъявлению претензий и наложению взыскания ограничивается в общем случае 2 месяцами. Давность по исполнению постановления о взыскании истекает через 2 года. Это не означает, что можно «переждать» и скрыться таким образом от ответственности. В случае выявления уклониста меры, которые будут к нему применены, весьма суровы.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 288-73-46 , Санкт-Петербург +7 (812) 317-70-86 или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 — 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему «Производство по делам об административных правонарушениях»

>
Общие положения (ст.ст. 24.1 — 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Амнистия по административным делам в 2020 году

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором

Вернуться назад на Административное дело 2020

Сутью амнистия по административным делам в 2020 году является полное или частичное освобождение виновного лица от ответственности. В отдельных случаях при амнистии наказание может быть не отменено полностью, а заменено на другую более мягкую меру ответственности.

Большинство водителей не могут увидеть разницу между такими понятиями как «амнистия» и «помилование». В отличие от помилования, которое может быть принято только в отношении одного конкретного человека, амнистия распространяется на целую группу людей, общих по одной категории.

Выделяют несколько видов амнистии:

1. Полная амнистия назначается в отношении группы лиц, которые были наказаны по конкретной статье административного кодекса.
2. При частичной амнистии группа лиц, которые освобождаются от ответственности, определяются по иным признакам.

Амнистия – традиционно институт уголовного права. КоАП РФ она не предусмотрена. Тем не менее в административном кодексе данный термин используется в двух случаях. Во-первых, согласно статье 24.5 КоАП РФ издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Во-вторых, в соответствии с частью 1 статьи 31.7 КоАП РФ при наличии такого акта исполнение постановления должно быть прекращено. Однако, фактически данные нормы не работают. Обсуждалась возможность применения административной амнистии в проекте постановления в связи 70-летием победу в ВОВ. В дальнейшем от этой идеи отказались. В настоящее время этот вопрос снова встал на повестке дня при обсуждении проекта нового КоАП РФ.

Все водители, которые были лишены своего удостоверения или были привлечены к другим видам административной ответственности, могли получить амнистию.

В соответствии с Кодексом об административной ответственности, под амнистию могут попасть водители, которые:

1. Были лишены своего водительского удостоверения не из-за езды в нетрезвом виде.
2. При нарушении правил дорожного движения, их автомобиль не стал причиной дорожно-транспортного происшествия с человеческими жертвами или причинением человеку тяжкого вреда здоровью.
3. Были лишены своего водительского удостоверения, при условии, что большая половина срока лишения уже прошло.
4. На момент амнистии не имеют неоплаченных штрафов за нарушения правил дорожного движения.
5. Имеют примерное поведение.

Читайте так же:  Рассмотрение дела в порядке административного судопроизводства

Амнистия может быть назначена только лицам, лишенным водительского удостоверения, и только при условии, если нарушение было несильным. К примеру, если права были отобраны из-за оставления водителем места ДТП.

Если же нарушитель не только грубо нарушил правила дорожного движения, но и спровоцировал своими действиями дорожно-транспортное происшествие, он не может получить свои права раньше срока.

Как правило, применение такой меры зависит не только от обстоятельства, по которому водитель был лишен своего удостоверения, но и от самого человека.

Чаще всего амнистия распространяется на несколько категорий граждан:

1. Женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей.
2. Несовершеннолетние дети.
3. Лица, совершившие правонарушения легкой или средней тяжести.
4. Лица, принимавшие участие в боевых действиях.
5. Лица, старше определенного возраста.
6. Инвалиды.

В Советском Союзе амнистия проводилась каждый год и приурочивалась к очередной годовщине великой революции. Сейчас же проведение такой меры связано с праздником Победы.

Однако основная причина амнистии – это не своеобразный подарок к празднику, а необходимость разгрузить переполненные тюрьмы и изоляторы временного содержания.

Так как амнистия не предполагает признание необоснованности принятого судом решения, такая мера не является поводом для реабилитации нарушителя перед обществом. Следовательно, при амнистии человек также остается преступником, который полностью отбыл весь назначенный ему срок наказания. При применении в отношении человека такой меры, он может рассчитывать на получение компенсации, как лицо, которое было признано неправильно осужденным.

При этом амнистированный водитель, который был освобожден от административной или уголовной ответственности, не освобождается от претензий, заявленных третьими лицами. К примеру, если в результате дорожно-транспортного происшествия человеку был причинен тяжкий вред, нарушитель будет обязан возместить моральный и материальный ущерб (при наличии соответствующего решения суда).

Стоит отметить, что амнистирование – окончательное решение, которое не может быть обжаловано или отменено.

Под амнистией подразумевается законодательный акт, который принимается уполномоченным на это органом. В соответствии с требованиями Конституции, принимать такой акт может только Государственная Дума.

Основные аспекты амнистирования предусмотрены Уголовным кодексом.

Совместно с решением об амнистии определенной категории водителей, уполномоченный орган принимает и другой документ, которым утверждается:

1. Период применения данного закона.

2. Круг амнистированных лиц.

3. Перечень лиц, которые ответственны за исполнение этого нормативного правового акта.

Первый этап амнистирования нарушителей – принятие соответствующего нормативного правового акта. Вся процедура проводится в течение установленного законом срока.

Решение об амнистировании одного человека может быть принято несколькими лицами:

Принятие решения об амнистии человека возможно на любой из стадий исполнительного производства. Кроме того, такая мера может быть применена и в отношении осужденных, которые отбывают свое наказание.

Как правило, под амнистию не попадают граждане, которые совершили тяжкое преступление, нарушали установленный законом режим при отбытии наказания или совершили такое нарушение повторно. Круг лиц, которые не могут быть амнистированы, также определен законодательными актами.

В нормативно-правовом акте указываются все аспекты принятия такого решения и основания для применения такой меры в отношении одного человека или отдельной группы лиц.

Если водитель был условно-досрочно освобожден от административного наказания, оно будет отменено, если он снова содержит такое же нарушение, ставшее причиной потери водительского удостоверения. В таком случае освобождение будет отменено полностью, следовательно, нарушитель будет лишен своих прав на сумму старых и новых сроков.

Если срок лишения водительского удостоверения превышает три года, водитель будет должен вновь пересдать экзамены. Разработчики законопроектов сошлись во мнении, что навыки вождения не утрачиваются, только если человек не сидел за рулем в течение небольшого промежутка времени – не более одного года.

Не все поддерживают такой законопроект. Сотрудники ГИБДД считают, что такой закон будет поддержкой несознательным автомобилистам.

Статья 29.6. КоАП РФ. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Ст 29.6 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2019-2020 года

1. Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

1.1. Дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

2. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

3. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 — 5.25, 5.45 — 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Читайте так же:  Срок давности возбуждения административного дела

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 210-ФЗ.

7. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.15.2 и 14.15.3 настоящего Кодекса, рассматриваются в десятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Длящееся правонарушение

Правонарушение считается длящимся, если оно продолжается на протяжении длительного времени и не прекращается до момента его обнаружения уполномоченным лицом (Постановление Пленума ВС №5 2005/24/03 п.14).

С другой стороны, если срок для выполнения конкретной обязанности чётко определён законодательными актами, но выполнения не последовало, то именно с момента окончания срока должен отсчитываться давностный срок по административному нарушению (Письмо ГТК № 01-06/2058 2002/27/05; Постановление Пленума ВС №5 п.14 абзац 2).

При этом днём обнаружения (точкой отсчёта) устанавливается день составления и подписания протокола уполномоченным лицом (КоАП ст.4.5 п.2).

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-73-46;
8 (800) 600-36-19

Это быстро и бесплатно!

Другой комментарий к Ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется судьей, коллегальным органом, должностным лицом в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении входят в общий срок наложения административного наказания. Их соблюдение является одним из условий своевременного осуществления производства по делу.

2. Данная статья устанавливает общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — пятнадцать дней. Он исчисляется со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочным рассматривать дело об административном правонарушении, протокола и других материалов дела. Днем получения следует считать дату регистрации протокола и других материалов об административном правонарушении.

3. Предусмотренный пятнадцатидневный срок рассмотрения дела об административных правонарушениях распространяется также на случаи, когда было отказано в возбуждении дела об административном правонарушении либо когда оно прекращено производством, но в действиях виновного имеются признаки состава административного правонарушения. Моментом, с которого исчисляется установленный срок рассмотрения дела об административном правонарушении, является получение судьей, уполномоченным органом, должностным лицом постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного дела с другими материалами об административном правонарушении.

4. В ч.2 данной статьи предусмотрена возможность продления рассмотрения дела об административном правонарушении. Основанием для продления является: поступившее ходатайство от участников производства по делу об административном правонарушении; необходимость дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении может быть продлено не более чем на один месяц.

О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение. Исчисляется срок в этом случае со дня вынесения мотивированного определения.

5. Статьей установлен срок рассмотрения дела об административных правонарушениях, совершение которых, влечет наложение административного наказания в виде административного ареста. Например, появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст.20.21 КоАП). В этом случае срок рассмотрения дела об административном правонарушении исчисляется с момента административного задержания.

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 — 29.14)

Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении

>
Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Срок давности по административным правонарушениям

Административное нарушение – это действие (или бездействие), идущее вразрез с законодательством, но не представляющее серьёзной опасности для социума и не причиняющее ему принципиального вреда.

Административное правонарушение, хотя и не расценивается как преступление, не одобряется обществом, пресекается им и предполагает наказание за содеянное.

Срок давности по административным правонарушениям действует как на этапе привлечения к ответственности, так и на этапе приведения в исполнение наложенного наказания. При этом сроки давности и порядок их исчисления могут несколько разниться в зависимости от состава правонарушения.

Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:

1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Читайте так же:  Пути предотвращения загрязнения окружающей среды

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Административные дела — виды и порядок рассмотрения

Ответственность и наказание в административном праве

В противном случае нарушитель понесёт ответственность перед судом по закону (юридическая ответственность).

Административная ответственность является одним из видов ответственности юридической и регламентируется Кодексом об Административных Правонарушениях (ФЗ №195 2001/30/12 редакции 2016/05/12 и 2016/21/12).

Административная ответственность

Всякое противоправное умышленное или неосторожное деяние, нарушающее гражданские права, нравственность, установленный общественный порядок, здоровье, экологию, все виды отношений внутри социума классифицируется как административное правонарушение.

Административная ответственность наступает именно по факту правонарушения и ведёт к ограничению доступа к определённым общественным благам:

  • сужение рамок личной и правовой свободы нарушителя;
  • издержки имущественного и материального толка;
  • принижение достоинства;
  • урон репутации и ограничение деятельности.

Административное наказание

Будучи обоснованной реакцией государства на проступок (нарушение), наказание служит мерой ответственности «нарушителя спокойствия».

Наказание, имеющее целью восстановление справедливости и правового баланса в обществе, несёт не только карательную функцию, но и показательно-воспитательную – чтоб другим неповадно было (КоАП ст.3.1).

При определении степени наказания опираются (КоАП гл.4) на характер административного проступка и его потенциальные последствия для общества, но обязательно учитывают личность провинившегося (статус предприятия, если в роли виновного выступает ЮЛ), его материальное положение, смягчающие и отягчающие обстоятельства дела.

Административные санкции могут выражаться в следующем:

  • порицание (замечание, выговор, предупреждение и пр.);
  • наложение штрафа;
  • лишение особого права (охота, управление тс, использование спецоборудования), предоставленного ранее, и конфискация орудия (предмета), повлекшего правонарушение;
  • арест и принудительные работы (до 30 суток);
  • выдворение из страны (не-граждане РФ);
  • дисквалификация (снятие с должности) и замораживание деятельности.

При совокупности нарушений, рассматриваемых в рамках одного процесса, наказание не суммируется, а назначается по более строгой статье (КоАП ст.4.4 п.2).

Что такое административное дело

Административные дела отличаются от уголовных тяжестью правонарушений, рассматриваемых в их рамках. Как правило, они не грозят окружающим существенным вредом, не общеопасны. В некоторых случаях грань между двумя основными ветвями судебной практики размыта. К примеру, при рассмотрении нарушений правил вождения автомобилей или взаимодействия с наркотическими веществами, употреблением алкогольной продукции.

Последствия совершения административных нарушений закона – наказание за них – гораздо мягче, чем за уголовные преступления. Суд чаще всего ограничивается наложением штрафа. За повторное привлечение к административной ответственности назначаются общественные работы или, в редких случаях, реальный срок.

Комиссия по делам несовершеннолетних

В соответствии со ст. 2.3 КоАП к административной ответственности можно привлекать граждан с 16 лет. Разбирает такие правонарушения комиссия по делам несовершеннолетних, ее образуют местная администрация совместно с органами самоуправления. Так же к ее компетенции относятся вопросы неисполнения родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, о вовлечении несовершеннолетних в употребление алкоголя или табачных изделий. Членами комиссии могут быть представители администрации и общественных организаций, сотрудники инспекций по делам несовершеннолетних.

Контрольно-надзорные органы

Они следят за соблюдением законодательства гражданами и юридическими лицами в различных сферах. В настоящее время такое право предоставлено более чем 70 ведомствам. В их число входят органы надзора и контроля:

  • санитарно-эпидемиологического;
  • ветеринарного;
  • земельного;
  • промышленного;
  • противопожарного;
  • жилищного;
  • налогового;
  • трудового;
  • антимонопольного
  • защиты прав потребителей;
  • пограничного;
  • таможенного и др.

Прочие должностные лица, которые непосредственно осуществляют надзор и контроль, вправе выявлять нарушения и составлять соответствующие акты. Это государственные инспекторы, санитарные врачи, контролеры-ревизоры и т.д.

Какие правонарушения относятся к административным

К этой категории преступлений относятся те их виды, которые не несут угрозы жизни человека, существенного вреда стране или природе. Дело об административном нарушении могут возбудить в случае, если рассматриваемый проступок

  • нарушает чьи-то права или угрожает здоровью, репутации,
  • несет урон государственной или частной собственности,
  • является финансовой махинацией или мошенничеством,
  • нарушает установленный законом порядок госуправления,
  • не соответствует моральным устоям общества (мелкое хулиганство),
  • противоречит требованиям ПДД,
  • идет в разрез с воинскими и гражданскими обязанностями.
Читайте так же:  Порядок обжалования судебных постановлений в порядке надзора

Все административные проступки делятся на три основные группы правонарушений – экономические, политические, социальные. Определение типа преступления возможно лишь после рассмотрения дела, выяснения всех его обстоятельств.

Срок исковой давности по административным правонарушениям

Какой срок давности по административным правонарушениям установлен законом?

Административная ответственность, в отличие от уголовной, не так тяжела, а потому не тянет за собой судимость и характеризуется более лояльными давностными сроками.

В общем виде давность в отношении административных нарушений исчисляют:

  • 2 месяца – привлечение к ответственности (3 месяца при судебном рассмотрении);
  • 2 года – приведение в исполнение наложенного наказания.

По ряду правонарушений (ст.4.5 п.1) определён давностный срок привлечения 1 год. По нарушениям в финансовой сфере – 2 года. По коррупционным делам срок давности составляет 6 лет.

Согласно общему правилу, через год лицо, виновное в административном проступке, принявшее и исполнившее наказание, уже считается «чистым» и не привлекавшимся к ответственности. Иными словами, гражданин классифицируется как «привлечённый к административной ответственности» (подвергнутый наказанию) с момента вынесения постановления плюс время на исполнение плюс один год после свершившегося «факта возмездия».

Срок начинает исчисляться со следующего дня после того, как произошло нарушение и, соответственно, оно попало в поле зрения должностного сотрудника.

Попытки привлечения к ответственности по истечении срока давности административного правонарушения противозаконны (ст.24.5 п.1 пп.6). В этом случае производство не может быть инициировано, а если процедура уже началась, то она немедленно прекращается (дело закрывается).

Давность исполнения наказания начинает исчисляться с момента вынесения постановления, которое утрачивает законную силу по истечении 2х лет. Если за этот время постановление так и не реализовано, то его можно считать аннулированным. Повторного привлечения по тому же правонарушению быть не может (ст.4.1 п.5).

В том случае, если по исполнению постановления имеется отсрочка, рассрочка либо приостановление (КоАП стт.31.5, 31.6), то срок давности пролонгируется на этот промежуток времени, то есть прерывается, потом отсчитывается срок рассрочки/отсрочки/приостановления, потом продолжается течение срока давности.

При намеренном уклонении от назначенного наказания давность восстанавливается в своём течении с момента обнаружения виновного или его имущества.

Иными словами, административное взыскание по прошествии 2х лет не может быть наложено, если постановление было вынесено и о нём забыли. Если же принимались меры, если с «клиентом» работали, но он упрямо скрывался, то течение давности прерывалось и возобновлялось всякий раз после его обнаружения – таким образом, 2-летний давностный срок мог заметно удлиниться.

Содержание статьи

  • Административные дела — виды и порядок рассмотрения
  • Какие существуют отрасли права
  • Как узнать свои административные правонарушения

В рамках административной процессуальной категории, как и в уголовной, возбуждаются дела, выносятся судебные решения, которые можно обжаловать. Ответственность за правонарушения назначается, как правило, в виде наложения штрафа, назначения общественных работ, лишения права на осуществление определенного вида деятельности.

Органы внутренних дел

Полиция и ГИБДД рассматривают дела, связанные в основном с физическими лицами. Им предоставлено право привлекать за административные нарушения в следующих областях:

  • изготовление, реализация, покупка, хранение и ношение оружия;
  • приобретение и хранение наркотиков в небольших количествах;
  • безопасность движения всех видов транспорта;
  • операции с валютой;
  • торговля запрещенными товарами;
  • ПДД и регистрации транспортных средств и т.д.

Судебные органы

Орган, к которому первоначально поступило дело, вправе передать его в суд, если посчитает правонарушение слишком серьезным и заслуживающим более сурового наказания, чем он может назначить. Кроме того только суд вправе одновременно рассмотреть вопрос о возмещении причиненного ущерба.

Под судебную юрисдикцию попадают следующие виды правонарушений:

  1. Посягательство на права и свободы граждан. Это происходит, когда пытаются ограничить участие в выборах, демонстрациях и шествиях; принуждают к проведению или отказу от проведения забастовки; препятствуют трудоустройству и т.д.
  2. Угроза здоровью граждан, нарушение санитарных норм, посягательство на нравственность. К таким правонарушениям относятся занятие незаконной врачебной деятельностью, нанесение вреда окружающей среде.
  3. Причинение ущерба собственности граждан. Это может быть уничтожение или повреждение имущества, хищение в незначительном размере.
  4. Неповиновение требованию или распоряжению сотрудника полиции, сотруднику органа государственного контроля.
  5. Нарушение общественного порядка и безопасности, например, мелкое хулиганство.

Чтобы выяснить, кто рассматривает дело о конкретном правонарушении, необходимо знать особенности его возбуждения и статус привлеченного к ответственности лица. Арбитражные суды разбирают административные дела о привлечении к ответственности ИП и юридических лиц за правонарушения, связанные с предпринимательской и экономической деятельностью.

Когда виновным является военнослужащий, процесс будет проходить в гарнизонном военном суде.

Во всех прочих случаях дело подведомственно мировому суду.

Административные комиссии

Эти органы создают местные власти для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта РФ. Некоторые регионы образуют специализированные административные комиссии, например, в сфере учета и использования жилого фонда или по контролю за землепользованием и застройкой населенных пунктов. В большинстве субъектов приняты нормативные акты об административных комиссиях либо их деятельность регулируется законом об административных правонарушениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, дела об административных правонарушениях в соответствии с КоАП вправе рассматривать различные органы, как постоянно действующие, так и специально созданные на региональном уровне.

Источники

Административные дела лет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here