Административное задержание как мера административного принуждения

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административное задержание как мера административного принуждения". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административное принуждение

Государственное принуждение: понятие, признаки, виды

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

  • является разновидностью социального принуждения;
  • по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;
  • опосредовано правом, носит правовой характер;
  • представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;
  • воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;
  • осуществляется посредством применения соответствующих мер;
  • обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;
  • применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;
  • основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;
  • применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;
  • реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

  1. административное принуждение;
  2. уголовное принуждение;
  3. гражданско-правовое принуждение;
  4. дисциплинарное принуждение.

Меры административного предупреждения

Меры административного предупреждения это разновидность мер административного принуждения, направленных на предупреждение правонарушений и предотвращение обстоятельств, угрожающих безопасности личности, общества, государства.

Основанием применения мер административного предупреждения выступают презумпции (предположения) о намерении лица совершить правонарушение или о возможности наступления неблагоприятных последствий для личности, общества, государства в результате чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера.

Административное предупреждение может быть осуществлено в виде контрольной проверки, проверки документов, досмотра вещей, багажа, ручной клади, досмотра транспортных средств, личного досмотра, административного задержания, вхождения в дома граждан, введения карантина, закрытия участков государственной границы, участков дорог, улиц и т. п., принудительного выселения из домов, грозящих обвалом, реквизиции имущества, технического осмотра транспортных средств, принудительного медицинского освидетельствования, административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзора за соблюдением правил противопожарной безопасности, других мер.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Административные правовосстановительные меры

Административные правовосстановительные меры это вид мер административного принуждения, применяемых в целях восстановления нарушенного правового состояния путем понуждения субъекта к исполнению ранее возложенной, но не исполненной юридической обязанности.

К таким мерам относятся: возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением, снос самовольно возведенных строений, выселение граждан из самовольно занятых жилых помещений, взыскание недоимки, взыскание пени, восстановление на службе ранее уволенного государственного служащего, изъятие имущества, денежных средств, незаконно полученных субъектами, другие меры.

Меры административно-процессуального обеспечения

Меры административно-процессуального обеспечения это вид мер административного принуждения, применяемых для достижения целей административного процесса.

В зависимости от характера правоограничений могут применяться меры, содержащие ограничения личных неимущественных прав, ограничения имущественных прав, ограничения организационного характера.

По характеру функций данные меры делятся на: меры административно-процессуального пресечения; меры, направленные на получение доказательств; меры, направленные на исполнение административных наказаний.

Наиболее распространенные меры административно-процессуального обеспечения: доставление нарушителя, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и товаров, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние опьянения, задержание транспортного средства, привод лица, привлекаемого к ответственности, другие меры.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения это вид мер административного принуждения, применяемых в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления вредных последствий.

Основание применения мер административного пресечения – противоправное деяние, указанные меры могут применяться только в момент его совершения.

Мерами административного пресечения выступают: требование прекратить противоправное деяние; принудительное лечение лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временное отстранение от работы инфицированных больных; запрещение эксплуатации неисправного транспорта; приостановление действия лицензий и квот; аннулирование лицензий (разрешений); закрытие предприятий и учреждений, их структурных подразделений в случае нарушения правил пожарной безопасности; запрещение транспортировки взрывоопасных, ядовитых веществ в случае нарушения установленных правил; применение физической силы; применение специальных средств; применение огнестрельного оружия; другие меры.

Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды

Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Особенности административного принуждения:

  • основывается на нормах административного права;
  • применяется как физическими, так и юридическими лицам;
  • применяется в сфере общественных отношений, урегулированных как нормами административного права, так и нормами других отраслей права;
  • закрепляется как в законных, так и в подзаконных нормативных правовых актах;
  • применяется широким кругом уполномоченных субъектов;
  • система мер административного принуждения отличается разносторонним характером (широкого спектра действия);
  • применяется чаще всего в административном (внесудебном) порядке;
  • порядок применения регламентируется административно-процессуальными нормами, создающими упрощенную процедуру;
  • применяется как к лицам, совершившим правонарушения, так и к лицам, не совершившим правонарушения (меры административного предупреждения);
  • законность применения обеспечивается системой гарантий;
  • применяется в целях обеспечения правового порядка и общественной безопасности.

Цели административного принуждения:

  1. предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий, не связанных с правонарушением;
  2. пресечение правонарушений;
  3. восстановление нарушенного состояния;
  4. процессуальное обеспечение;
  5. наказание (ответственность) правонарушителя.

По характеру и специфике правонарушения выделяют меры психического воздействия, меры физического воздействия, меры материального (имущественного) воздействия, меры организационного воздействия.

По субъекту применения существуют меры, применяемые индивидуальными субъектами и применяемые коллективными субъектами.

По нормативным основаниям меры принуждения могут основываться на законах и подзаконных актах.

Применяются меры либо в административном (внесудебном), либо в судебном порядке.

Меры принуждения могут быть основаны на правонарушениях, на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

По сфере воздействия выделяют внутриорганизационные и внеш-невластные меры.

По способу обеспечения общественного порядка и целевому предназначению существуют меры административного предупреждения, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения, административные правовосстановительные меры (меры защиты), меры административного наказания.

Стадии применения мер административного принуждения:

  • анализ правоохранительной ситуации;
  • выбор меры административного принуждения;
  • проверка действенности выбранной меры административного принуждения;
  • принятие (оформление) решения о применении меры административного принуждения;
  • реальное применение меры административного принуждения;
  • анализ эффективности применения меры административного принуждения;
  • внесение корректив в последующую правоприменительную деятельность.

Меры административного наказания

Административное наказание – установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Читайте так же:  Административное задержание сотрудника полиции

Административное наказание может быть осуществлено в виде предупреждения, административного штрафа, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

Административное задержание как мера государственного принуждения

Административное задержание — необходимо разграничивать как предупредительную меру, связанную с правонарушением непосредственно и мерой пресечения, связанной с правонарушением.

Под задержанием понимается временное лишение личной свободы не в результате применения наказания.

Административное задержание остро затрагивает честь и достоинство граждан, оказывает сильное психологическое воздействие, поэтому существует необходимость четкого нормативного регулирования оснований и порядка производства задержания.

Административному задержанию не подлежат иностранцы, пользующиеся дипломатическим иммунитетом, военнослужащие, за исключением случаев, когда они серьезно нарушили порядок, судьи, депутаты.

Для законного задержания характерно водворение с целью пресечения или предупреждения правонарушения в официальное помещение — КПЗ или ИВС, либо в отдел милиции. Эта мера применяется различными органами, наделенными правами (милиция, таможня и др.) и нахождение его там под стражей в течение определенного времени.

Законодательство признает два вида задержания граждан:

1. Превентивное — преследует цель предотвращения новых противоправных деяний (мед. вытрезвитель). Лица, находящиеся в состоянии опьянения задерживаются и помещаются в вытрезвитель до вытрезвления, но не должны находиться более 24 часов.

Читайте так же:  Виды административных наказаний предусмотренные коап рф

2. Процессуальные — регулируются КоАП, цель — предотвратить вредные последствия и уклонение виновного от ответственности (ст.ст.27.3 – 27.6 КоАП). Осуществляется при условии:

1. если есть серьезные условия полагать, что активные противоправные действия будут продолжаться.

2. нет возможности составить протокол о правонарушении на месте.

Процессуальное задержание делится на виды:

1. На общих основаниях.

2. Специальное — за совершение прямо указанных в законе проступков.

Общий срок задержания до 3-х часов — органы милиции.

Специальный срок – до 48 часов.

В связи с задержанием составляется протокол, а с просьбы задержанного уведомляют родственников.

Принудительное лечение как мера административного принуждения

Принудительное лечение — это мера пресечения применяется к лицам, страдающими психическими заболеваниями. Регламентируется применение этой меры законом РФ от 02.07.92 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Без согласия самого больного или его законного представителя, лечение может производится только по основаниям, предусмотренным в уголовном кодексе, а также при недобровольной госпитализации в порядке. установленном законом от 02.07.92 г.

Лицо, принудительно помещенное в психиатрический стационар, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов и оно должно проводиться комиссией врачей.

Если госпитализация признается необоснованной по медицинскому критерию и если госпитализированный против того, чтобы остаться в стационаре, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то в течение 24 часов с момента заключения комиссии оно должно быть направлено в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании в нем лица.

Судья рассматривает его в течение 5 дней с момента принятия этого заключения, при этом гражданину предоставляется право лично участвовать в судебном заседании. Обязательное участие прокурора, представителя психиатрического учреждения.

Пребывание лица в психиатрическом стационаре допускается только в пределах того срока, пока имеются основания. В течение первых 6 месяцев лицо подлежит освидетельствованию не реже 1 раза в месяц, в последующем не реже 1 раза в течение 6 месяцев.

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; Нарушение авторского права страницы

Административное задержание, как мера административного принуждения (ст.27.3-27.5 КРФ об АП).

Административное задержание – кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.

Административное задержание вправе осуществлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) – при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со ст.23.3 КоАП РФ рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с п.1 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ органы внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители, независимо от просьбы задержанного.

Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в ч.1 ст. 2.5 (сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ) КоАП РФ, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

Сроки административного задержания:

1) до трех часов (общий срок);

2) до 48 часов по делам об административных правонарушениях, посягающих на установленный режим Государственной границы РФ и порядок пребывания на территории Российской Федерации, за административные правонарушения, совершенные во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, или о нарушении таможенных правил, в случае необходимости, или для выяснения обстоятельств административного правонарушения;

3) до 48 часов за административные правонарушения, влекущие в качестве одной из мер административного наказания административный арест.

Административному задержанию не подлежат:

— иностранные граждане, пользующиеся дипломатическим иммунитетом;

— депутаты всех звеньев представительной власти на соответствующей территории;

— прокурорские работники, имеющие классный чин.

Задержание военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, осуществляется до передачи их военным патрулям, военному коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам.

В заключение отметим следующее:

1. Административное задержание выражается:

— в фактическом задержании правонарушителя на месте правонарушения и доставлении правонарушителя в полицию;

— в содержании правонарушителя в полиции в течение установленного нормативными актами срока.

2. Должностные лица органов внутренних дел (полиции) вправе осуществлять административное задержание:

— при выявлении административных правонарушений, дела о которых рассматривают органы внутренних дел;

— при выявлении административных правонарушений, по делам о которых органы внутренних дел (полиции) составляют протоколы об административных правонарушениях;

— при выявлении любых административных правонарушений, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

3. При доставлении и административном задержании правонарушителей сотрудникам органов внутренних дел (полиции) предоставляется право применять:

— физическую силу, в том числе для пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших;

— физическую силу — для преодоления противодействия законным требованиям работника полиции;

— наручники и связывающие средства, если есть основание полагать, что правонарушители могут причинить вред окружающим или себе, оказывают противодействие;

— физическую силу — ко всем гражданам, за исключением выполняющих требования сотрудников полиции.

Читайте также:
  1. IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
  2. Административная ответственность гос. служащих. Порядок назначения административного наказания.
  3. Административная ответственность как вид юридической ответственности и вид административного принуждения.
  4. Административного процесса
  5. административного расследования
  6. административного расследования
  7. Административное доставление и административное задержание: основание, процессуальное оформление, сроки и порядок исполнения.
  8. Административное наказание в виде административного ареста. Производство по исполнению постановления о данном административном наказании.
  9. Административное наказание в виде административного штрафа. Характеристика производства по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
Видео (кликните для воспроизведения).

4. Лица задерживаются и доставляются в полицию за правонарушения:

— при отказе подчиниться законным требованиям работников полиции о прекращении нарушения общественного порядка и действий, угрожающих общественной безопасности;

— в целях пресечения нарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия;

— для установления личности нарушителя и составлении протокола;

— при совершении административного правонарушения и необходимости составления протокола, если у нарушителя нет документов, удостоверяющих его личность и нет свидетелей, которые могут сообщить о нем необходимые данные;

— при отказе уплатить штраф на месте совершения правонарушения или расписаться в квитанционной книжке и указать свой адрес, при возникновении сомнений в правильности указания нарушителем адреса и фамилии.

5. Основанием для административного задержания являются:

— совершение лицом административного правонарушения;

— нахождение в общественных местах психически больных, представляющих опасность для окружающих и для самих себя;

— нахождение в общественных местах малолетних, оказавшихся без присмотра родителей либо лиц, их заменяющих;

— нахождение в общественных местах престарелых, оказавшихся в беспомощном состоянии.

6. Права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности:

— вправе знакомиться с материалами дела;

— при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката;

— выступать на родном языке;

— пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство;

— обжаловать постановление по делу;

— дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к ответственности;

— в отсутствии нарушителя дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

В протокол об административном задержании вносится запись о доставлении физического лица в соответствии с ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ.

Протокол об административном задержании всегда составляется наряду с протоколом об административном правонарушении.

Протокол об административном задержании составляется лицом, уполномоченным на его осуществление в соответствии с п. 1 — 8 ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 24 | Нарушение авторских прав

Тема 8. Убеждение и принуждение в сфере государственного управления

1. К какому понятию относится следующее определение: «Активное моральное, психологическое и материальное воздействие на сознание и поведение людей с целью воспитания у них осознанного исполнения требований правовых и других социальных норм»?

2. Определение «Способ воздействия субъекта управления на объект управления для достижения целей государственно-управленческой деятельности, средство практического осуществления ее функций» относится к понятию

1. метод государственного управления>

3. Административно-правовое принуждение может применяться:

4. во всех перечисленных случаях>

Установление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, запрещение (ограничение) движения автотранспорта и пешеходов, периодический государственный технический осмотр транспортных средств — подберите для этих мер общее родовое понятие.

3. меры административного предупреждения>

5. Обобщающим термином для обозначения двух понятий «меры административной ответственности» и «меры административного пресечения» является

6. К какому понятию можно отнести следующую классификацию: общие — требование должностного лица о прекращении противоправных действий, отстранение от управления транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения и т.д.; специальные — применение огнестрельного оружия, резиновых палок, наручников, физической силы?

Для таких мер, как установление карантина, комендантского часа, запрещение движения автотранспорта, общим родовым понятием является

8. Синонимом понятию «административные наказания» является понятие меры

3. административной ответственности>

9. Из перечисленных мер воздействия: 1) административные наказания; 2) административно-предупредительные меры; 3) правовое воспитание; 4) моральное наказание; 5) меры административного пресечения — к мерам административного принуждения относятся:

К какому виду мер административного принуждения принадлежат: административное задержание, привод, личный досмотр, изъятие вещей и документов?

1. меры административно-процессуального обеспечения>

11. Из перечисленных мер: 1) требование должностного лица о прекращении противоправных действий; 2) проверка документов; 3) применение наручников; 4) изъятие вещей и документов — к мерам административного пресечения относятся:

Из приведенных мер воздействия: 1) предупреждение; 2) строгий выговор; 3) лишение права на охоту; 4) лишение свободы; 5) административный штраф; 6) административное задержание — мерами административной ответственности являются

13. Определение «кратковременное ограничение свободы физического лица, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении» — относится к понятию

Если лицо, привлекаемое к административной ответственности, уклоняется без уважительных причин от явки по вызову органа внутренних дел или судьи, то его можно подвергнуть

15. Из перечисленных групп лиц: 1) психически больные; 2) заразные больные; 3) больные алкоголизмом и наркоманией — принудительное лечение может осуществляться в отношении следующих категорий граждан:

В отношении кого применяется привод: 1) физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; 2) законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности; 3) свидетеля; 4) потерпевшего?

17. Из перечисленных видов субъектов права: 1) работники предприятий, учреждений, организаций; 2) военнослужащие; 3) государственные служащие; 4) учащиеся и студенты — дисциплинарную ответственность по нормам административного права несут:

18. По общему правилу, закрепленному в ч.1 ст. 27.5 КоАП РФ, административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, не должно превышать:

Какие административные наказания, из числа перечисленных, могут применяться в отношении юридического лица: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) лишение специального права; 4) административный арест; 5) дисквалификация?

Лишение специального права применяется на срок

По общему правилу административный арест применяется на срок до

22. Административный штраф как мера административного наказания может выражаться в величине, кратной: 1) минимальному размеру оплаты труда; 2) стоимости предмета административного правонарушения; 3) должностному окладу; 4) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате, сумме незаконной валютной операции:

Тема 9. Административная ответственность

1. Из двух понятий «административная ответственность» и «административное принуждение»

1. более широким, обобщающим понятием является административное принуждение>

2. Из перечисленных видов юридической ответственности: 1) административная ответственность физических и юридических лиц; 2) дисциплинарная ответственность государственных служащих, учащихся; 3) материальная ответственность военнослужащих; 4) общественно-правовая ответственность — нормами административного права регламентированы:

3. Определение «Назначение уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение» соответствует понятию

2. административная ответственность>

Не позднее какого срока со дня совершения административного правонарушения влекущего применение административного наказания в виде дисквалификации, а при длящемся административном правонарушении со дня его обнаружения, лицо может быть привлечено к административной ответственности?

Из перечисленных групп субъектов административного права: 1) граждане Российской Федерации; 2) иностранные граждане; 3) лица без гражданства; 4) должностные лица; 5) юридические лица – субъектами административного правонарушения по Кодексу об административных правонарушениях РФ могут быть

По истечении какого срока со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении со дня его обнаружения, по общему правилу, не может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении?

Такие признаки состава административного правонарушения, как деяние (действие или бездействие), неблагоприятные противоправные последствия и причинная связь между деянием и последствиями, находят свое отражение в его

3. объективной стороне>

8. Из перечисленных элементов состава административного правонарушения: 1) противоправное деяние; 2) размер причиненного им вреда; 3) субъект правонарушения; 4) форма вины; 5) способ совершения правонарушения; 6) время и место совершения правонарушения — к объективной стороне состава правонарушения относятся:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ КАК МЕРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА, ПРИМЕНЯЕМАЯ СОТРУДНИКАМИ ПОЛИЦИИ

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования административного задержания. Автором предлагается понятие административного задержания, определяется правовой статус задержанного, сравниваются уголовно-процессуальное и административное задержание. На основе проведенного анализа предлагаются изменения в законодательство об административных правонарушениях.

Ключевые слова: административное задержание, правовой статус задержанного, основания административного задержания, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Административное задержание является одной из ключевых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административных принуждений. Применение рассматриваемой меры значительно ущемляет такое конституционно закрепленное право граждан, как право на свободу и личную неприкосновенность. Необходимо заметить, что в ряде диссертационных исследований анализировалась правовая природа данной меры обеспечения производства, изучались особенности и основания ее применения . Интерес к проблеме законодательного регулирования административного задержания не ослабевает и в настоящее время, что доказывают периодически появляющиеся на страницах научных журналов публикации . Однако, несмотря на активность ученых в изучении отмеченной проблемы, единства мнений относительно некоторых аспектов применения этой меры обеспечения производства до сих пор не наблюдается.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом. При осуществлении административного задержания таким нормативным правовым актом является только Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ .

———————————
Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: с изм. от 21 июля 2014 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2014. 23 июля.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ: в ред. Федерального закона от 30 марта 2015 г. N 67-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря; 2015. 6 марта.

Смысл слова «задержать» означает временно лишить свободы до выяснения причастности к нарушению порядка, преступлению , а задержание — мера, осуществляемая представителями органов правопорядка, состоящая в лишении человека свободы, заключении его под стражу .

———————————
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 2003. С. 203.
Большой толковый словарь русских существительных: идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / под ред. проф. Л.Г. Бабенко. М., 2005. С. 744.

Сущность административного задержания заключается в кратковременном ограничении свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства в соответствии с действующим законодательством может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении .

Длительный период времени административное задержание относилось к мерам административного пресечения, и лишь отдельные ученые считали данную меру административно-обеспечительной. Например, В.П. Кудрявцев утверждает, что «административное задержание есть единая мера административного принуждения, которая служит достижению нескольких целей… Данной мере присущ внутренний универсализм: действия правоприменителя, с одной стороны, направлены на прекращение противоправного поведения, с другой стороны, они создают условия для привлечения виновных к ответственности. Таким образом, эти действия отражают единство и неразрывность воздействия материального (пресекательного) и обеспечительного (процессуального)» . Дальнейшее развитие науки административного права привело к тому, что административное задержание теперь находится в самостоятельной группе мер административных принуждений — мер обеспечения производства.

Кудрявцев В.П. Административное задержание (правовые и тактические аспекты): автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1983. С. 10 — 11.

Правовой статус задержанного в юридической литературе трактуется неоднозначно. Одни ученые считают, что в случае административного задержания речь идет об ограничении свободы лица , другие полагают, что суть такого задержания состоит все же в лишении свободы . Личную свободу характеризует свобода действий, поведения и передвижений, а рассматриваемая мера предусматривает полную подневольность задержанного лица на протяжении всего времени его содержания в специально отведенном для административно-задержанных помещении или учреждении. В пользу такой позиции свидетельствуют и разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, в которых указывается, что «задержание, арест, заключение под стражу и содержание под стражей, несмотря на их процессуальные различия, по сути есть лишение свободы» . В международных нормативных правовых актах под задержанным лицом также понимается лицо, «лишенное личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения» . Полагаем, что в данном случае целесообразно руководствоваться указанными нормативными правовыми актами, в которых считается, что в случае задержания лица оно лишается на какое-то время свободы, а не ограничивается в ней.

Несколько противоречиво, на наш взгляд, определение административного задержания как кратковременного ограничения свободы. Действительно, КоАП РФ предусматривается применение административного задержания сроком до 48 часов, а это достаточно продолжительный период времени. При этом следует заметить, что с позиции Конституционного Суда Российской Федерации такое продолжительное задержание может применяться «лишь в случае, если имеются достаточные основания считать его необходимым и соразмерным для обеспечения производства по конкретному делу об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено наказание в виде административного ареста» . Таким образом, подчеркивается, что далеко не в каждом случае возможно продление срока административного задержания до 48 часов, а в большинстве случаев такой срок не должен превышать трех часов.

———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 9-П // Российская газета. 2009. 3 июля.

В связи с этим небезынтересной представляется позиция Л.Л. Попова, понимающего под административным задержанием принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы действий и передвижения лица, совершившего административное правонарушение, применяемое с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя . Вместе с тем автор рассматривает административное задержание как ограничение свободы лица, что, по нашему мнению, как уже ранее было указано, является не совсем верным.

———————————
Административное право: учебник / под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2000. С. 305.

В соответствии с вышеизложенными соображениями предлагаем ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «…административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица…».

———————————
Стахов А.И. Административная ответственность. М., 2004. С. 58.
Еропкин М.И. Методы и формы государственного управления. М., 1967. С. 114.

Как справедливо отмечает А.С. Дугенец, «анализ правоприменительной практики, а также специальной юридической литературы позволяет судить о некоторых проблемах применения административного задержания» . Так, например, возникает ряд вопросов относительно оснований, предусмотренных для применения административного задержания. Исходя из содержания ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что любое лицо, совершившее административное правонарушение и доставленное в ОВД, может быть подвергнуто административному задержанию по имеющимся основаниям, ведь необходимость «…обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении» может возникнуть практически в любой ситуации, по любому административному правонарушению. Не ясно, почему необходимость таких действий возникает лишь «в исключительных случаях» и какой смысл вложил законодатель в понятие «исключительные случаи». В связи с этим правоприменитель вынужден при осуществлении административного задержания руководствоваться своими субъективными знаниями и опытом, что не способствует объективному применению административного задержания.

———————————
Дугенец А.С. Административно-юрисдикционный процесс: монография. М., 2003. С. 122.

Применительно к установлению оснований для административного задержания показателен опыт законодателя, четко и понятно изложившего основания для уголовно-процессуального задержания лица. Так, в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее — УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ предусматриваются конкретные, четко сформулированные основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления:

— когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

— когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

— когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

———————————
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ: в ред. Федерального закона от 8 марта 2015 г. N 47-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря; 2015. 11 марта.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, или следователем, или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу .

Думается, что и в случае с административно-процессуальным задержанием основания такого задержания должны быть конкретизированы и исключать двойственность их толкования.

В целях наиболее эффективного обеспечения правоприменительной практики полагаем, что целесообразно закрепить в КоАП РФ основания административного задержания и изложить ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ в следующей редакции: «Административное задержание, то есть принудительное, как правило, кратковременное лишение свободы физического лица, может быть применено при наличии одного из следующих оснований:

1) для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, если иными способами затруднительно или невозможно достичь правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

2) для установления личности правонарушителя и составления необходимых по делу об административном правонарушении процессуальных документов;

3) при наличии достаточных данных полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, продолжит противоправное деяние и будет уклоняться от установленной законом ответственности;

4) если лицо, совершившее административное правонарушение, не имеет постоянного места жительства».

По нашему мнению, совершенно прав Ю.Ф. Решетник, полагающий, что в настоящее время положение ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ исполняется весьма формально и сотрудниками полиции без какого-либо разъяснения прав и обязанностей задержанному в протокол об административном задержании автоматически вносится запись о таком разъяснении. Полагаем, что с целью соблюдения прав и свобод лица, подвергнутого административному задержанию, необходимо, чтобы данное лицо собственноручно вписывало в соответствующую графу протокола об административном задержании о разъяснении ему прав и обязанностей и расписывалось об этом. Для этого необходимо ввести такую запись в протокол об административном задержании. Соглашаясь с позицией Ю.Ф. Решетника , считаем необходимым ч. 5 ст. 27.3 КоАП РФ изложить в следующей редакции: «…5) задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем задержанный собственноручно делает запись в протоколе об административном задержании».

———————————
Решетник Ю.Ф. К вопросу о правовом обеспечении применения административного задержания // Административное право и процесс. 2007. N 5. С. 19 — 23.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то обстоятельство, что нормы административного права, регулирующие основания и порядок применения административного задержания, рассматриваются учеными-административистами уже длительный период времени, до сих пор имеются существенные разногласия, касающиеся целого ряда позиций, причем как теоретического плана, так и практической направленности. В законодательном уточнении нуждаются основания, предусмотренные для применения административного задержания. Существует необходимость проведения дальнейшего научного исследования с целью определения более конкретных критериев вытрезвления задержанного лица, а также решения ряда других проблем, связанных с применением административного задержания.

«Административное право и процесс», 2016, N 2

Источники

Административное задержание как мера административного принуждения
Оценка 5 проголосовавших: 1