Административное задержание адвоката

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административное задержание адвоката". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Статья 27.3. Административное задержание

1. Анализ правил ч. 1 и 2 ст. 27.3 позволяет сделать ряд выводов:

1) в них дается легальное (но только для целей КоАП) определение административного задержания — самостоятельного вида мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;

2) административное задержание представляет собой кратковременное (по общему правилу не более 3 часов, см. об этом коммент. к ст. 27.5) ограничение свободы физического лица (т.е. оно применяется против воли задержанного), достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность (см. коммент. к ст. 2.3);

3) цели административного задержания — обеспечить:

правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 29.1-29.11);

исполнение постановления об административном правонарушении (см. об этом коммент. к ст. 31.1-32.1).

В иных целях (например, в профилактических) применять административное задержание недопустимо. В практике возникает вопрос: не противоречат ли правила ч. 1 ст. 27.3 (о целях административного задержания) правилам ч. 1 ст. 27.1 (о том, что целями мер по обеспечению производства по делу об административном правонарушении являются также пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя)? Безусловно, противоречие налицо. Конечно, в ходе административного задержания прежде всего устанавливается личность правонарушителя (см. также коммент. к ст. 27.5);

4) административное задержание — исключительная мера обеспечения производства по делу. Оно может быть применено лишь в случаях, прямо указанных в ч. 2 ст. 27.3. Лицо, допустившее незаконное задержание, должно быть привлечено к ответственности (вплоть до уголовной — по ст. 301 УК, см. об этом в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 5-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006);

5) административное задержание вправе осуществить лишь должностное лицо (а в ряде случаев и иные уполномоченные лица, например, рядовые сотрудники, служащие) органов, прямо указанных в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3 (см. об их отличиях от должностных лиц коммент. к ст. 2.4, 2.5). Примером таких уполномоченных лиц могут служить военнослужащие (в т.ч. рядовые) пограничных органов, а также (с 01.07.2003) должностные лица органов Федеральной службы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Нужно учитывать, что п. 9 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 57 от 29.04.06 и вступил в силу с 15.05.06; п. 10 введен в ч. 1 ст. 27.3 Законом N 78 от 03.06.07 (в ред. от 02.10.07) и вступил в силу с 19.06.06 (с 06.10.07 — в отношении задержания судебными приставами лиц, совершивших АП, предусмотренные в ст. 17.9, 17.14, 17.15);

6) перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание (из числа являющихся сотрудниками органов, упомянутых в п. 1-10 ч. 1 ст. 27.3), устанавливается только федеральными законами (например, Законом о милиции, Законом об ОРД, Законом о границе, Законом о ФСБ) и изданными в соответствии с ними правовыми актами ФОИВ. См. например, о перечнях таких лиц: приказ МВД от 02.06.05 N 444 (в ред. от 16.06.08); приказ ФСБ от 06.09.07 N 453; приказ ФТС от 15.03.05 N 198 (в ред. 23.04.07), приказ ФСКН от 07.02.06 N 44; о том, что ч. 1 ст. 27.3 не противоречит Конституции РФ см. постановление КС от 16.06.09 N 9-П.

2. Применяя правила ч. 3-5 ст. 27.3, нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

1) по просьбе задержанного (в т.ч. и по устной) о его задержании необходимо уведомить (по телефону, через посыльного, повесткой, телеграммой и т.п.) одного из родственников (круг их указан в Примечании к ст. 25.6), администрацию (либо иного работодателя, например, индивидуального предпринимателя) по месту его работы либо учебы, а также защитника (см. о том, кто может быть защитником для целей КоАП, коммент. к ст. 25.5);

2) об административном задержании несовершеннолетнего (т.е. лица, не достигшего 18 лет, ст. 21 ГК) в обязательном порядке (даже если задержанный об этом не просит) уведомляются родители, иные законные представители (опекун, попечитель и т.п.);

3) должностное (иное уполномоченное) лицо обязано разъяснить задержанному его права и обязанности, предусмотренные в КоАП, о чем делается запись в протоколе об административном задержании (см. коммент. к ст. 27.4);

4) часть 4.1 введена в ст. 27.3 Законом N 203 от 04.12.06 и вступила в силу с 01.01.07.

О задержании транспортного средства см. коммент. к ст. 27.13. Как отмечалось выше различные федеральные органы исполнительной власти издали нормативные правовые акты в целях правильного применения ст. 27.3 (см. например, приказы МВД от 02.06.05 N 444 «О полномочиях должностных лиц МВД РФ и ФМС РФ по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию»; ФТС от 15.03.05 N 198 «О должностных лицах таможенных органов РФ уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание»; Росатома от 13.04.06 N 168 «О реализации отдельных положений КоАП» и др.). Эти акты подлежат применению поскольку не противоречат нормам КоАП.

http://base.garant.ru/5872064/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Статья 14. Задержание

Статья 14. Задержание

1. Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

2. Полиция имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

3) лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста, — до передачи их в места отбывания административного ареста;

4) лиц, находящихся в розыске, — до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений;

5) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

6) военнослужащих и граждан Российской Федерации, призванных на военные сборы, подозреваемых в совершении преступления, — до передачи их военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командирам воинских частей или военным комиссарам;

7) лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия, — до передачи их в учреждения, обеспечивающие исполнение таких мер;

Читайте так же:  Медицинские административные правонарушения

8) лиц, уклоняющихся от следования в специализированные лечебные учреждения для исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным законом;

9) лиц, допустивших нарушение правил комендантского часа, — по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены федеральным конституционным законом;

10) лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, — до выяснения личности, но на срок не более трех часов;

11) лиц, предпринявших попытку самоубийства либо имеющих признаки выраженного психического расстройства и создающих своими действиями опасность для себя и окружающих, — до передачи их в лечебные учреждения либо по месту жительства;

12) лиц, совершивших побег из психиатрического лечебного учреждения или скрывающихся от назначенной судом недобровольной госпитализации в такое учреждение, — до передачи их в психиатрическое лечебное учреждение;

13) лиц, в отношении которых поступило требование о выдаче, — до передачи их иностранному государству по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее — задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.

4. Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

5. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

6. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 7 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

7. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать сотрудник полиции.

8. О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет его родителей или иных законных представителей.

9. О задержании военнослужащего полиция уведомляет командование воинской части, в которой он проходит военную службу.

10. О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Право на телефонный разговор не предоставляется и уведомление не осуществляется в случаях, если задержанными лицами являются лица, указанные в пунктах 2, 3, 4, 7, 8, 12 части 2 настоящей статьи.

12. Полиция принимает при необходимости меры по оказанию задержанному лицу первой помощи, а также меры по устранению возникшей при задержании угрозы жизни и здоровью граждан или объектам собственности.

13. В полиции в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, ведется реестр лиц, подвергнутых задержанию. Сведения, содержащиеся в реестре, не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Информация об изменениях:

Часть 14 изменена с 17 февраля 2020 г. — Федеральный закон от 6 февраля 2020 г. N 12-ФЗ

14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

16. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона


http://base.garant.ru/12182530/888134b28b1397ffae87a0ab1e117954/

Статья 27.3. Административное задержание

Статья 27.3. Административное задержание

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.3 КоАП РФ

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 27.3 см. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П

1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ

Читайте так же:  Об административных правонарушениях а также

3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;

Информация об изменениях:

6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;

7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;

Информация об изменениях:

9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ

10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);

Информация об изменениях:

Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ

11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.

4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения

Видео (кликните для воспроизведения).

4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.

5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.

http://base.garant.ru/12125267/6c61e286c98a931f79b98c1776b54fd1/

Административный арест без защитника незаконен

Закон запрещает отказывать гражданам, задержанным по административным делам, в вызове защитника. Конституционный суд еще раз разъяснил, почему административный арест незаконен без участия защитника.

Ситуация стандартная: судья отказал задержанному в ходатайстве об отложении судебного заседания для заключения соглашения с защитником. Отказ был мотивирован тем, что по закону рассмотрение такого дела должно быть завершено не позднее 48 часов с момента административного задержания. Судья еще указал на то, что сразу после составления протокола о нарушении сам задержанный вполне мог позвонить адвокату со своего мобильного.

Тем не менее, как указал Конституционный суд (КС), отказывать задержанным по административным делам в праве на вызов себе адвоката незаконно.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП, лицо не может быть подвергнуто административному аресту иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Кроме того закон (Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП) в статье 25.5. «Защитник и представитель») устанавливает ряд обязательных правил: 1) для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется административное дело, защитник может участвовать в производстве по делу об административном правонарушении;
2) в качестве защитника к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо;
3) защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
4) защитник, допущенный к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

Значение конституционного права на квалифицированную юридическую помощь не может игнорироваться и при производстве по делам об административных правонарушениях. Тем более когда речь идет об административном аресте, и степень вторжения в права и свободы человека сопоставима с мерами уголовно-правового воздействия.

Правовая позиция КС по вопросу назначения административного ареста без защитника

Любому лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть — независимо от совершенного административного правонарушения и предусмотренного за него административного наказания — разъяснены процессуальные права, предоставленные ему как участнику производства по делу, и без каких-либо необоснованных ограничений обеспечена действительная возможность пользоваться ими, в том числе прибегая к юридической помощи защитника (адвоката) с момента возбуждения дела об административном правонарушении (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 года № 2392-0, от 16 июля 2013 года 1180-0 и др.).

Соблюдение установленных частью 4 статьи 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых предусмотрено применение административного ареста или административного выдворения, не должно приводить к ограничению права лица, в отношении которого ведется производство по делу, пользоваться помощью защитника (адвоката). Судья (орган, должностное лицо), рассматривающие административное дело не вправе ссылаться на ограничение сроков (48 часов) как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации этого права.
Иное не только лишало бы правового значения законодательное наделение задержанного правом на доступ к помощи защитника (адвоката) на любой стадии административного производства с момента возбуждения дела об административном правонарушении, но и вступало бы в противоречие с конституционными требованиями обоснованности, соразмерности и справедливости ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Читайте так же:  Исковая давность и другие сроки

Разумное отступление от предусмотренных нормой сроков, если оно продиктовано необходимостью обеспечения доступа лица к помощи адвоката, не расходится с конституционным принципом неотвратимости ответственности. Поэтому судья не вправе ссылаться на сроки как на безусловное обстоятельство, препятствующее реализации права задержанного на помощь адвоката.

ПОМНИМ

Если у Вас остались вопросы, то Вы всегда можете получить консультацию у адвоката нашей коллегии

http://advokat-zashchitnik.ru/administrativnoe_delo/administrativnuui_arest_95.html

Правовая защита от административного задержания

Оказание правовой помощи при осуществлении административного задержание играет существенную роль в соблюдении прав и интересов задерживаемого. Так, есть несколько моментов, на которые стоит обратить внимание.

Изначально стоит обратить внимание на следующее. Телефонный разговор по сути является единственным способом уведомления при осуществлении административного задержания. Кроме того, для того, чтобы обратиться за помощью к защитнику в любом случае необходимо обратиться к услугам телефонной связи. Это возможно лишь в том случае, если, как показывает практика, у лица, подлежащего административному задержанию, имеется адвокат (защитник), к которому он может обратиться напрямую, которого не требуется искать. В случае, когда такого адвоката (защитника) нет, тогда, единственные категории лиц, способные оказать содействие в поиске адвоката (защитника) являются именно родственники, которых обязаны уведомить, то есть поставить в известность о факте осуществления задержания, но в обязательное уведомление не входит обязанность предоставить адвоката (защитника).

В свою очередь, необходимо обратиться и к ч. 4 ст. 25.5 КоАП РФ, в соответствии с которой защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. Необходимо отметить, дело об административном правонарушении считается возбуждённым с момента составления первого протокола по делу, в том числе и протоколов о применении мер обеспечения производства по делу, к числу которых относится и административное задержание [нормативно-правовые акты: № 1].

Однако, в соответствии с ч. 5 ст. 14 ФЗ «О полиции» задержанное лицо вправе пользоваться услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания [нормативно-правовые акты: № 2].

Формулировки «с момента возбуждения дела об административном правонарушении» и «с момента задержания» имеют, несомненно, разную смысловую нагрузку. В свою очередь, с одной стороны, так как дело об административном правонарушении может быть возбуждено исключительно после составления первого протокола, в том числе, например, и протокола об административном задержании, данные формулировки имеют одинаковый вариант толкования, однако, в соответствии с ФЗ «О полиции» лицо не имеет возможности пользоваться услугами адвоката (защитника) при ситуации, когда в отношении лица возбуждено дело об административном правонарушении, и когда он не подлежал задержанию. Про данную ситуацию в ФЗ «О полиции» в части обращения за помощью к услугам адвоката (защитника), когда возбуждено дело об административном правонарушении в отношении лица, но не осуществлено административное задержание в отношении него, ничего не говорится, то есть он лишён возможности в соответствии с ФЗ «О полиции» обратиться за помощью к адвокату (защитнику), когда в отношении него применена, например, иная мера обеспечения производства по делу и, следовательно, когда дело об административном правонарушении считается возбуждённым.

Таким образом, следует, что должны быть внесены изменения в ФЗ «О полиции» и КоАП РФ относительно следующего. Лицо имеет право не на телефонный разговор, а на телефонную связь с целью уведомления родственников, администрации работы и места учёбы, а также обращения к услугам адвоката при осуществлении административного задержания. В данном случае подразумевается, что лицо, в отношении которого осуществлено административное задержание, имеет право на телефонные звонки до момента достижения необходимого результата – уведомления необходимых лиц. Звонки, как следует, имеют строго целевое назначение – с целью уведомления определённых категорий лиц. Причём редакции данной нормы должны быть идентичны, не противоречить друг другу.

В свою очередь остаётся открытым вопрос по поводу того, кто может быть защитником по делу об административном правонарушении, в том числе и на стадиях «до» и «после» возбуждения дела об административном правонарушении.

Так, в соответствии со ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо [нормативно-правовые акты: № 1].

Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.

В соответствии с административным законодательством ясно только то, что полномочия адвоката должны подтверждаться ордером, а полномочия иного лица соответствующим документом, на практике которым является либо нотариально оформленная доверенность либо доверенность иного образца, оформленная в соответствии с законом.

В свою очередь и здесь возникает вопрос. При рассмотрении дела об административном правонарушении адвокат обязан предоставить ордер для принятия участия по делу в качестве защитника либо оформленную доверенность на ведение дела в соответствии с законом. Для оформления доверенности и получения и подписания ордера адвокатом необходимо время. В свою очередь при возбуждении дела об административном правонарушении, на основании протокола о применении в отношении лица задержания, времени как показывает практика, на оформление доверенности или подписания и получения ордера на ведение дела адвокатом нет. Удостоверения лица, подтверждающего его статус адвоката, в соответствии с буквальным толкованием вышеуказанных норм недостаточно, следовательно, в законе имеется ещё одно дополнительное препятствие в части обращения задерживаемого лица к услугам адвоката (защитника) и доступа адвоката (защитника) к административному производству с целью защиты прав и интересов задерживаемого.

В результате вышеизложенного следует вывод, что необходимо допускать адвоката (защитника) на стадии осуществления административного задержания по представлению адвокатского удостоверения при устном заявлении лица задерживаемого. Таким образом, следует, что при осуществлении административного задержания лицу будет достаточно сделать заявление в устной форме и связаться с лицом, обладающим адвокатским статусом. Чтобы адвокату защищать права и интересы задерживаемого будет достаточно представить удостоверение адвоката.

Ситуация с допуском лица без адвокатского статуса должна выглядеть по аналогии с приведённой. Необходимо заявление в устной форме от лица, в отношении которого осуществляется административное задержание, а также присутствие лица без адвокатского статуса при представлении документа, удостоверяющего личность.

Читайте так же:  Виды административных наказаний устанавливаются

В свою очередь отказ со стороны должностных лиц, осуществляющих задержание, недопустим, что должно быть прямо прописано в КоАП РФ.

http://advokaty39.pro/analiz-deistvuyushego-zakonodatelstva/pravovaya-zashchita-ot-administrativnogo-zaderzhaniya/

О допуске защитника к задержанным. Правовой анализ

Алексей Горинов

Право уважается: затруднение состоит только в том, чтобы знать: кто имеет такое право?

Анн Роббер Жак Тюрго (1727 — 1781), французский государственный деятель,
основоположник экономического либерализма

В большинстве случаев при задержании полицией участников публичных протестных мероприятий приходится «решать» вопрос о допуске защитника к лицам, доставленным в отдел полиции и удерживаемых там.

Глагол «решать» поставлен нами в кавычки, поскольку вопрос об оказании юридической помощи задержанному полицией гражданину как до, так и после возбуждения дела об административном правонарушении, разрешён законодателем. Право одних на юридическую помощь и обязанность других обеспечить реализацию этого права закреплены в Конституции и законах Российской Федерации.

Тем не менее, раз за разом практически во всех отделах полиции Москвы, куда доставляют задержанных, при появлении защитника возникают беспочвенные конфликтные ситуации из-за того, что оперативные дежурные дежурных частей отделов полиции по своей инициативе и своему разумению, а часто, как показывают наблюдения, по указанию начальника отдела, принимают на себя решение вопроса о том, когда допустить защитника к доставленным лицам и допускать ли вообще.

Однако, Федеральным законом «О полиции» такая функция на полицию не возложена. Очевидно, что это происходит по причине правовой неграмотности сотрудников полиции, либо по их недоброму умыслу с неясными мотивами.

С другой стороны, чёткое знание самими гражданами, подвергшимися задержанию и доставлению в отдел полиции, своих, возникающих в связи с этим прав, способствует надлежащей защите.

Настала пора с этим разобраться.

Часть 1 ст.25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФоАП) устанавливает право лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, на юридическую помощь защитника. Корреспондирующая с данной нормой часть 1 ст. 25.5 КРФоАП закрепляет правомочие защитника участвовать в производстве по делу об административном правонарушении в целях оказания юридической помощи лицу, в отношении которого дело возбуждено и ведётся. Частью 4 этой же статьи установлено, что защитник допускается к участию в производстве по делу с момента возбуждения дела.

Так, может быть, правы те полицейские, которые сообщают прибывшему защитнику, что допустят его только тогда, когда будут составляться протоколы? Ведь, согласно приведённым нормам, защитник вправе приступить к исполнению своих функций с момента возбуждения дела об административном правонарушении. А таким моментом, как определено частью 4 ст.28.1 КРФоАП для рассматриваемой нами категории дел, является момент составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или момент составления протокола об административном правонарушении. Обеспечительными мерами в этом случае являются доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, изъятие вещей и документов.

Полицейские, конечно, не правы.

Конституционно-правовым основанием для оказания задержанному юридической помощи служит статья 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующая каждому право на помощь защитника с момента задержания. Здесь понятие «задержание» рассматривается как всякое принудительное ограничение свободы гражданина. Приведённые же выше процессуально-отраслевые нормы административного права регулируют лишь вопросы допуска защитника на этапе производства по делу об административном правонарушении и не должны противоречить конституционным правам гражданина, действующим, согласно 18-й статьи Конституции РФ, непосредственно.

Задержание в системе норм административного права — это «административное задержание», определение которому дано в части 1 ст.27.3 КРФоАП, как кратковременного ограничения свободы физического лица. Это обеспечительная мера, применяемая в целях правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу.

Анализируя приведённые нормы, приходим к выводу, что задержанному лицу должно быть обеспечено право на юридическую помощь с момента задержания в месте проведения публичного мероприятия и помещения его в полицейский спецтранспорт в целях доставления в отдел полиции. И тем более, защитник должен быть незамедлительно допущен к защищаемому им задержанному лицу с момента прибытия в отдел полиции. Только до момента возбуждения дела об административном правонарушении он будет считаться лицом, оказывающим юридическую помощь, а статус защитника, как участника производства по делу об административном правонарушении, у него появится с момента возбуждения соответствующего дела при наличии надлежащей доверенности.

В качестве проверки и подтверждения наших выводов обратимся к Федеральному закону «О полиции». Мы обнаружим, что понятие «задержание» употребляется в законе именно в конституционно-правовом смысле и отграничено от понятия «административное задержание». Так частью 4 ст.14 ФЗ «О полиции» исчисление срока любого задержания определено с момента фактического ограничения свободы передвижения лица, а административного задержания — в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, т. е. с момента доставления (ч.4 ст.27.5 КРФоАП).

В пятой части той же 14-й статьи ФЗ «О полиции» указано, что задержанное лицо вправе пользоваться услугами защитника с момента задержания, а значит, с момента фактического ограничения свободы своего передвижения, а не с момента начала составления какого-либо из протоколов.

Более того, как указано в ч.4 ст.5 для случая применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, а также в ч.3 ст.14 ФЗ «О полиции» в каждом случае задержания сотрудник полиции обязан разъяснить ему возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина, среди которых право на юридическую помощь.

Эта обязанность полиции закреплена также в Наставлении о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утверждённом приказом МВД России от 30.04.2012 N 389. Согласно пункта 8.4 Наставления сразу после регистрации факта доставления в Книге учёта лиц, доставленных в Дежурную часть отдела полиции сотрудники Дежурной части обязаны разъяснить доставленному лицу помимо оснований ограничения его прав и свобод возникающие в связи с этим его права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из анализа действующего законодательства, регулирующего вопросы задержания, доставления и возбуждения дел об административных правонарушений следует, что задержанный гражданин имеет право на получение юридической помощи с момента фактического ограничения свободы передвижения, то есть момента помещения гражданина в полицейский спецтранспорт.

Напомним также, что с момента возбуждения дела об административном правонарушении лицо, оказывающее юридическую помощь задержанному, становится участником производства по делу. В силу ч.5 ст.25.5 КРФоАП защитник получает такие же процессуальные права, что и его подзащитный.

Сотрудники полиции, как производившие задержание и доставление, так и сотрудник отдела, возбуждающий дело об административном правонарушении, в силу главы 25 Кодекса участниками производства по делу не являются.

Алексей Горинов, юрист, член Федерального политсовета движения «Солидарность»

Человек не должен оставаться один на один с системой

Каждый день люди в нашей стране сталкиваются с несправедливостью со стороны властей. Им очень нужна ваша поддержка, ведь без вас мы не сможем принимать звонки и помогать им в судах. Если каждый, кто читает это, оформит подписку на ежемесячное пожертвование, больше людей получат помощь.

Читайте так же:  Лишение прав как административное наказание

http://ovdinfo.org/opinions/2015/07/07/o-dopuske-zashchitnika-k-zaderzhannym-pravovoy-analiz

Применение меры административного задержания в отношении лица с адвокатским статусом

Адвокат является обладателем специального набора прав и обязанностей. Часто как на практическом, так и на теоретическом уровнях возникает вопрос по поводу возможности применения в отношении лиц адвокатским статусом мер административного воздействия, в частности, применения такой меры как административное задержание.

Что касается уголовного процесса, то здесь ситуация ясна.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» следует что проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения.

То есть устанавливается определённое ограничение в рамках уголовного процесса, а именно осуществление следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий исключительно с разрешения судебного органа. В свою очередь в УПК РФ, данная норма не содержится, однако, такого правового регулирование вопроса относительно ведения уголовного судопроизводства в отношении адвоката на стадии предварительного расследования достаточно.

Что касается осуществления административного задержания в отношении адвоката, то в этой части административное законодательство не содержит каких-либо ограничений осуществления административного задержания в отношении лиц с адвокатским статусом. В свою очередь в соответствии с действующим законодательством не следует, что указанная категория граждан обладает иммунитетом при осуществлении в отношении них административного задержания.

Тоже самое касается и остальных мер административного воздействия.

В свою очередь, как мы понимаем меры административного воздействия не являются ни оперативно-розыскными мероприятиями ни следственными действиями.

Однако, в соответствии с п. 1 ст. 8 фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

В свою очередь в соответствии с п. 3 ст. 8 фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» следует, что полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий (в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката) сведения, предметы и документы могут быть использованы в качестве доказательств обвинения только в тех случаях, когда они не входят в производство адвоката по делам его доверителей. Указанные ограничения не распространяются на орудия преступления, а также на предметы, которые запрещены к обращению или оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, с одной стороны можно сделать вывод, что адвокат защищён только при осуществлении деятельности в рамках уголовного процесса, но никак не административного процесса.

Однако, норма, содержащаяся в положении п. 1 ст. 8 фз «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», в соответствии с которой следует, что охране подлежат любые сведения, которыми располагает адвокат, полученные им при работе по делу от самого начала, то есть с момента первой встречи с клиентом как в уголовном процессе, так и в административном процессе.

Следовательно, исходя из такого подхода законодателя, можно сделать вывод, что такая мера как административное задержание при осуществлении в отношении адвоката имеет всё-таки определённые ограничения.

В соответствии с п. 1 ст. 27.3 КоАП РФ следует, что административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Перечень оснований для осуществления административного задержания исчерпывающий.

Однако, необходимо учитывать ряд обстоятельств, а именно:

Задерживаемый адвокат сам работает по такому делу об административном правонарушении либо работал ранее;

Адвокат ранее консультировал фигуранта по такому делу об административном правонарушении.

Таким образом, в двух указанных случаях, адвокат располагает сведениями по делу об административном правонарушении, в рамках которого в отношении него осуществляется административное задержание, в результате чего административное задержание адвоката становится незаконным. Следовательно, придание адвокату статуса задерживаемого по делу об административном правонарушении с целью получения необходимой информации сотрудниками, уполномоченными на осуществление административного задержания.

Кроме того, необходимо обратиться к п. 2 ст. 8 фз «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ», в соответствии с которой следует, что адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием. Это положение имеет отношение не только к уголовному процессу, но и к административному процессу и подтверждает выше представленный вывод по поводу недопустимости осуществления административного задержания в отношении адвоката для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Кроме того, необходимо отметить, то обстоятельство, что административное задержание сопровождается и применением других мер административного принуждения, например, личный досмотр, досмотр автотранспортного средства и др. Однако, применение указанных мер административного принуждения в отношении адвоката невозможно, если у него имеются при себе сведения, а именно документы, записи или иные материалы, которые могут иметь отношение к уголовному, гражданскому делу или делу об административном правонарушении, что составляет адвокатскую деятельность.

Изъятие указанных материалов в рамках административного задержания при применении других мер административного принуждения является незаконным, так как противоречит ст. 8 фз «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ».

Таким образом, следует вывод, что административное задержание адвоката в рамках административного процесса содержит ряд ограничений, однако, указанные ограничения следуют из одной нормы, содержащейся в ст. 8 фз «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ», связанной с таким понятием как адвокатская тайна.

Очевидно, что такой вариант правового регулирования недостаточен, чтобы избежать различных коллизий и противоречий в правоприменительной практике.

В свою очередь понятие «адвокатская неприкосновенность» актуальна только для уголовного процесса, так как законодателем установлены конкретные нормы запретительного характера при осуществлении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, но не для административного процесса.

Однако, понятие «адвокатская тайна» актуально не только для уголовного процесса, но и для административного процесса. Именно сведения, относящиеся к «адвокатской тайне» подлежат охране с определённым правовым режимом, который распространяется и на адвоката. При оценке законности применения меры административного задержания в отношении адвоката важно понимать то как в отношении кого конкретно применяется мера, а именно как в отношении гражданина с адвокатским статусом либо как в отношении лица обычного гражданина по делу об административном правонарушении, по которому гражданин является фигурантом, где он не реализовывал полномочия в рамках осуществления адвокатской деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://advokaty39.pro/analiz-deistvuyushego-zakonodatelstva/primenenie-mery-administrativnogo-zaderzhaniya-v-otnoshenii-litsa-s-advokatskim-statusom/

Административное задержание адвоката
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here