Административное наказание за совершение таможенных правонарушений

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административное наказание за совершение таможенных правонарушений". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Содержание

Какова ответственность за нарушение таможенных правил

Нарушение таможенных правил – это действие или бездействие, приведшее к нарушению перемещения продукции, которая перевозится через границу. В качестве наказания обычно используются административные меры воздействия. Рассмотрим все возможные формы ответственности.

Принципы наложения ответственности

Административные меры применяются тогда, когда виновника нельзя привлечь к уголовному наказанию. Иностранные лица, а также лица без гражданства несут ответственность на равных условиях с российскими гражданами.

Особым образом следует рассмотреть наложение наказания на юридический субъект. В частности, здесь нужно разделить ответственность юридического лица и его сотрудников. Если на саму фирму наложено наказание, это не освобождает ее сотрудников от ответственности. Аналогично: если к ответственности привлекается специалист, это не освобождает от наказания ЮЛ.

Нарушение правил предполагает неизбежность наступления наказания. ЮЛ подлежат ответственности вне зависимости от их адреса, организационной формы (ООО, АО) и прочих характеристик. Соответствующее правило приведено в части 1 статьи 1.4 КоАП РФ. Кроме того, наказание не избежит и субъект, находящийся в процессе реорганизации. В этом случае ответственность накладывается на основании этих принципов:

  • Если выполняется слияние ЮЛ, наказание накладывается на вновь образованный субъект.
  • Если выполняется присоединение, ответственным признается присоединяющее лицо.
  • Если выполняется разделение или выделение, наказание накладывается на то лицо, которому перешли все права и обязанности.

Еще один важный принцип – принцип невиновности. То есть наказание накладывается только на лицо, виновность которого доказана. Подозреваемый не должен доказывать свою невиновность, это обязанность суда. Все сомнения толкуются в пользу подозреваемого на основании статьи 1.5 КоАП РФ.

Наказание устанавливается с учетом всех обстоятельств конкретного дела. В частности, во внимание принимаются все нюансы конкретного дела, личность нарушителя, его имущественное положение. Однако верхний и нижний пороги наказания установлены КоАП РФ. Накладываемая ответственность должна находиться в рамках, оговоренных в законе.

Что может повлиять на тяжесть наказания

Как уже говорилось, наказание назначается на основании совокупности всех обстоятельств. То есть могут присутствовать смягчающие и отягчающие обстоятельства. Первые уменьшают тяжесть наказания, вторые, напротив, ужесточают его.

Смягчающие

Эти обстоятельства могут смягчить ответственность виновного лица:

  • Виновник активно помогает в расследовании дела, участвует в работе контролирующих органов.
  • Он добровольно ликвидирует негативные последствия своих действий.
  • Причиной нарушения таможенных правил стали тяжелые личные или семейные условия.
  • Проступок совершен вследствие угрозы или принуждения к действию. Принуждение может подразумевать использование материальной зависимости своих подчиненных.
  • Проступок совершен несовершеннолетним, беременной или мамой с ребенком, которому не исполнился год.

Также смягчающими могут быть иные обстоятельства. К примеру, это может быть совершение проступка под влиянием стихийных обстоятельств.

Отягчающие

Наказание будет ужесточено в том случае, если обнаружатся эти обстоятельства:

  • Виновник не внял требованиям и продолжил свою противоправную деятельность.
  • Лицо неоднократно нарушало правила в течение года.
  • Виновник ранее был привлечен к ответственности за контрабанду.
  • В правонарушение было вовлечено лицо, не достигшее 18-ти лет.
  • Проступок совершался при участии группы лиц.
  • Виновник был в пьяном состоянии.

В процессе привлечения виновника к ответственности изучаются все обстоятельства. Если проступок был несущественным, присутствует много смягчающих обстоятельств, то наказание может быть вовсе отменено.

Виды административных наказаний, предусмотренных за нарушение таможенных правил. Общая характеристика.

Административное наказание за нарушение таможенных правил — это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела. Меры административной ответственности применяются в целях общей и частной превенции, то есть целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В области таможенного дела используется 3 вида наказаний (Всего 10 Статья 3.2 КоАП РФ):

• конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Административный штраф — относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей гл. 16 КоАП, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам.

Величина административного штрафа устанавливается:

• в фиксированном размере;

• в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п. 3 ст. 3.5 КоАП);

• в величине, кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов, сборов, и не может превышать се трехкратный размер.

На основании п. 3 ст. 3.5 КоАП размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет государства в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в ст. 32.2 КоАП и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, и не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Читайте так же:  Привлечение осужденных к административной ответственности

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения.

Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, не применяется в отношении должностных лиц.

Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11020 — | 7448 — или читать все.

3.3 Административные наказания, применяемые за нарушения таможенных правил и особенности их назначения

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие наказания:

3.возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4.конфискация орудия совершения или предмета административного

5.лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6.административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

За нарушение таможенных правил в зависимости от формулировки санкции конкретной статьи могут быть назначены наказания исключительно в виде предупреждения, административного штрафа и конфискации орудия совершения или предмета правонарушения.

Предупреждение и административный штраф относятся к категории так называемых основных наказаний, в то время как конфискация может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. За совершение нарушений таможенных правил таможенные органы могут самостоятельно принять решение о привлечении к ответственности и назначении административных наказаний только в виде предупреждения и штрафа. Решение о конфискации всегда принимается судом.

Штраф, исчисляемый исходя из стоимости предмета административного правонарушения, установлен за наиболее опасные нарушения. По многим же нарушениям таможенных правил штрафные санкции исчисляются исходя из минимального размера оплаты труда.

Административный штраф, по общему правилу, должен быть уплачен лицом, привлеченным к ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления вынесенного постановления о назначении наказания в законную силу. При этом соответствующая сумма вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию. В случае неуплаты штрафа в установленный срок виновное лицо может быть привлечено к ответственности по статье 20.25 КоАП РФ.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

В соответствии с требованиями КоАП РФ административное наказание может быть назначено только в установленных законом пределах (наказание в размере «ниже низшего» предела санкции невозможно), при этом никто не может нести ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлечено к ответственности (к примеру, обязанность по уплате таможенных платежей, производству таможенного оформления товаров и др.).

При совершении лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое в отдельности. Вместе с тем, в отдельных случаях (когда совершается одно противоправное действие, бездействие, содержащее сразу несколько составов правонарушений, рассмотрение дел по которым подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу) возможно действие принципа поглощения менее строгого наказания более строгим. За нарушения таможенных правил таким образом может поглощаться основное наказание в виде штрафа, при этом в зависимости от формулировок соответствующих санкций могут быть назначены дополнительные административные наказания (конфискация). Примером подобной ситуации может являться заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили одновременно основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (части 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ).

Из выше сказанного я могу сделать вывод, что деятельность таможенных представителей наряду с другими субъектами таможенного права регулируется императивными нормами законодательства в области таможенного дела. Поскольку для того, чтобы получить статус таможенного представителя претенденту необходимо полностью соответствовать и соблюдать установленные нормы и правила. В случае несоответствия или не полного соответствия указанным требованиям законодатель предусмотрел процедуру отзыва свидетельства о включении в Реестр таможенных представителей.

Нормы настолько жестко регламентированы, что за их нарушение, представитель несет ответственность.

Таможенный представитель обладает особенностями административно-правового режима, административная правоспособность которого выражается в определяемой нормами административного права возможностями данного субъекта приобретать административно-правовые обязанности в сфере таможенного регулирования. Административно-правовой статус субъектов, не наделенных административно-властной компетенцией, определяется возможностями, которые закрепляются за ними не гражданско-правовыми, а административно-правовыми нормами непосредственно в сфере государственного управления. Распоряжение финансовыми активами таможенным представителем направлено на приобретение и обеспечение полномочий в сфере таможенного дела, а его цели выходят за рамки получения прибыли и становятся общественно – значимыми – обеспечение общего таможенного режима РФ.

Таким образом, таможенный представитель оказывает услуги публичного характера по таможенному оформлению товаров, которые означают юридически и социально значимые действия в интересах общества, государства и частных индивидуальных и коллективных субъектов. Их оказание связано с реализацией контрольных и регулятивных функций государства и деятельностью государственных органов, обладающих определенной компетенцией. По отношению к таможенным представителям такими органами являются таможенные органы.

1.Таможенный Кодекс Таможенного союза 2010

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) 3.Комментарий к ТК ТС. Под ред. Козырина 2004г.

4.Кодекс об административных правонарушениях

5. Письмо ФТС «О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации» от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ

6.Федеральный Закон о таможенном регулировании в РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ

Общие правила назначения административного наказания за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)

Глава 4 КоАП закрепляет общие правила назначения административных наказаний, которые в полном объеме применяются в случае назначения наказаний при нарушении таможенных правил:

• административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение;

Читайте так же:  Кодекс административного судопроизводства административное дело

• при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

• при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

• назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;

• никто не может нести административную ответственность дважды за одно административное правонарушение.

При назначении наказания учитывается система факторов субъективного и объективного характера, позволяющая уполномоченным должностным лицам таможенных органов и судов не применять административные наказания к лицам, допустившим нарушение таможенных правил:

1) при выявлении признака малозначительности правонарушения должностные лица при разрешении дела могут освобождать виновных лиц от наказания, ограничившись устным замечанием (ст. 2.9 КоАП). Малозначительность связана с причинением малого материального и нематериального вреда нарушенным общественным отношениям. Критерии малозначительности таможенных правонарушений в законе не определены, это категория оценочная и формируется в процессе правоприменительной деятельности;

2) при отсутствии какого-либо элемента состава правонарушения, не позволяющем оценивать событие как наказуемое деяние:

• недостижение физическим лицом 16-летнего возраста (ст. 2.3 КоАП);

• невменяемость лица, которая характеризует психическое состояние физического лица, заключающееся в неспособности по состоянию здоровья, уровню социально-психического развития осознавать фактический характер своих действий и их вредность, а также руководить ими в момент (или во время) совершения правонарушения и тем самым нести ответственность (ст. 2.8 КоАП);

• действие в состоянии крайней необходимости, т.е. причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст. 2.7 КоАП);

• наличие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства). Это события, вредные последствия которых не могли быть предотвращены лицом всеми доступными ему средствами. К таковым относятся явления стихийного характера. Наличие подобных обстоятельств подлежит обязательному доказыванию самим субъектом правонарушения. Например, ст. 157 ТК ТС предписывает соблюдение обязательной последовательности действий таможенным перевозчиком в случае действия непреодолимой силы, за несоблюдение которой предусмотрено наказание по ст. 16.6 КоАП: принять все необходимые меры для обеспечения сохранности транзитных товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об обстоятельствах дела, месте нахождения товаров и транспортных средств, перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган на территории Таможенного союза либо иное место, указанное таможенным органом;

• смерть физического лица, в отношении которого возбуждено административное производство.

Для максимально справедливого назначения наказания необходимо руководствоваться принципом индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приводится в законе (ст. 4.2 КоАП) и является примерным, так как лицам, уполномоченным рассматривать административные дела, предоставлено право признавать смягчающими иные не указанные в законе обстоятельства.

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (ст.ст. 16.1 — 16.24)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ глава 16 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)

>
Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Система и виды административных наказаний, назначаемых за совершение таможенных правонарушений

Автор: bastard82 • Ноябрь 2, 2019 • Лекция • 1,743 Слов (7 Страниц) • 39 Просмотры

В каких случаях лицо освобождается от ответственности

Лицо могут освободить от наказания при наличии этих обстоятельств:

  • Нарушение произошло в ситуации крайней необходимости. То есть не нарушить правила было невозможно.
  • Нарушитель признан невменяемым.
  • Нарушение признано несущественным, а потому представителем контролирующего органа было принято решение просто вынести устное замечание. Возможность признания правонарушения несущественным установлена статьей 2.9 КоАП РФ.
  • Истечение срока давности (статья 4.5 КоАП РФ).
  • Смерть ФЛ (статья 24.5 КоАП РФ).

Производство по делу не может быть начало при отсутствии события или состава правонарушения.

К СВЕДЕНИЮ! Административное наказание может быть основным или дополнительным. Основной формой воздействия считается штраф, дополнительной – конфискация.

ВАЖНО!
Срок давности привлечения к наказанию составляет 12 месяцев (основание – часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Если нарушение было продолжительным по времени, то отсчет срока ведется с даты обнаружения недочетов.

Разновидности административных наказаний

Ключевая функция наложения наказания – предупреждение возникновения новых нарушений. Ответственность устанавливается на основании положений главы 16 КоАП РФ. Этой главой предусматриваются эти меры воздействия:

  • Предупреждение.
  • Наложение штрафа.
  • Отзыв лицензии, необходимой для ведения какой-либо специфической деятельности.
  • Конфискация продукции, которая является объектом проступка, связанного с таможенными нормами.
  • Взыскание стоимости продукции, которая незаконно перевозилась через границу.
  • Конфискация ТС, посредством которых незаконно перевозилась продукция.

Все меры административной ответственности перечислены в статье 3.2 КоАП РФ.

Предупреждение

Понятие предупреждения содержится в статье 3.4 КоАП РФ. В частности, это порицание действий ФЛ или ЮЛ. Оно выносится в письменном виде. Предупреждение и устное замечание – это разные формы наказания.

Административный штраф

Видео (кликните для воспроизведения).

Штраф накладывается на основании статьи 3.5 КоАП РФ. Предполагает следующие размеры:

  • Для ФЛ – не более 5 000 рублей.
  • Для должностных лиц – не более 50 000 рублей.
  • Для ЮЛ – 1 000 000 рублей.

Также штраф может выражаться в этих размерах:

  • Стоимость объекта нарушения правил (к примеру, стоимость незаконно транспортируемого товара).
  • Сумма долгов виновника по налогам, сборам, пошлинам.
  • Выручка от продажи товара, являющегося объектом правонарушения.

В части 2 статьи 3.5 КоАП РФ указано, что если назначается штраф фиксированного размера, то минимальный его размер составляет 100 рублей. Если же штраф назначается на основании суммы неуплаченных налогов, размер этого штрафа не может превышать стоимость объекта правонарушения. Весь штраф, уплачиваемый нарушителем, направляется в бюджет страны на основании части 5 статьи 3.5 КоАП РФ.

Данная форма административной ответственности является основной. Назначить ее может представитель таможенной структуры или судья.

Конфискация

Конфискация объекта, который непосредственно участвовал в правонарушении, выполняется на основании части 1 статьи 3.7 КоАП. Данная мера наказания может назначаться только судьей.

Читайте так же:  Отмена постановления о прекращении административного дела

2.2. Система и виды административных наказаний, назначаемых за совершение таможенных правонарушений

Система административных наказаний закреплена в ч.1 ст. 3.2 КоАП РФ, при этом, необходимо отметить, что сам термин «система» в кодексе не используется, а приводятся лишь виды административных наказаний [1] .

Наказания за правонарушения в области таможенного дела имеют свои специфические особенности [2] :

  • устанавливаются исключительно КоАП РФ;
  • применяются к лицам, на которых таможенным законодательством возложено исполнение определенных обязанностей;
  • наказания применяются таможенными органами и судами в соответствии с имеющейся компетенцией;
  • наказания за нарушения таможенных правил имеют экономическое выражение;
  • наказания за нарушения таможенных правил могут быть выражены

а) в денежном выражении;

б) в стоимости предмета правонарушения;

в) в сумме неуплаченных таможенных платежей (пошлин и налогов);

  • в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ такие наказания имеют повышенный срок исковой давности и могут быть назначены в течение двух лет с момента совершения правонарушения.

Основными видами наказаний, которые могут быть назначены за совершение таможенных правонарушений, являются [3] :

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация предмета правонарушения, а также орудия совершения правонарушения.

При этом, предупреждение и административный штраф могут применять только в качестве основного вида наказания. Конфискация предмета правонарушения отличается от данных видов наказания тем, что может быть применена самостоятельно в качестве основного вида наказания, так и наряду с административным штрафом в виде дополнительного наказания.

Охарактеризуем наказания, назначаемые за нарушение таможенных правил.

Предупреждение является одним из самых простых наказаний, которое может быть назначено за нарушение таможенных правил и, согласно ст. 3.4 КоАП РФ, выражается в официальном письменном порицании лица, совершившего административное правонарушение.

Предупреждение как административное наказание не может ограничивать права лица, совершившего правонарушение, и его цель заключается в самом факте привлечения к административной ответственности. В силу ст. 4.6 КоАП РФ, лицо считается подвергнутым административному наказанию в виде предупреждения в течение 1 года со дня его вынесения и до окончания дня исполнения данного вида наказания [4] . Если правонарушителем повторно совершается однородное правонарушение, то к нему применяются более строгие виды административного наказания. Предупреждение как административное наказание может назначаться только за впервые совершенные правонарушения, при условии, что отсутствует причинение вреда.

Предупреждение не может сыграть профилактическую функцию административной ответственности, поскольку оно не влечет за собой претерпевание определенных негативных последствий от его назначения.

Административный штраф как административное наказание является самым распространенным и назначается в подавляющем большинстве случаев при совершении административных правонарушений.

Необходимо отметить, что под понятием «стоимости предмета административного правонарушения» при назначении административного наказания за нарушение таможенных правил обычно понимается либо таможенная стоимость товаров, либо их рыночная цена.

Для целей применения административного наказания в виде административного штрафа расчет суммы таможенной стоимости товаров может быть произведен только должностным лицом таможенного органа, поэтому обращения лиц, привлекаемых к ответственности в различные экспертные учреждения с целью определения таможенной стоимости товара, не имеют под собой основания.

Необходимо также отметить, что при рассмотрении дела об административных правонарушениях в порядке ст. 26.11. КоАП РФ в суде или другим уполномоченным лицом, если оценка расчета таможенной стоимости будет признана недопустимым доказательством, то лица, рассматривающие дело об административном правонарушении могут повторно обратиться с запросом о расчете суммы таможенной стоимости только в тот же таможенный орган [5] .

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)

Для максимально справедливого назначения наказания необходимо руководствоваться принципом индивидуализации наказания с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, приводится в законе (ст. 4.2 КоАП) и является примерным, так как лицам, уполномоченным рассматривать административные дела, предоставлено право признавать смягчающими иные не указанные в законе обстоятельства.

Учет обстоятельств, смягчающих административную ответственность при назначении административного наказания, основывается на принципах:

• гуманности права, например, при совершении административного правонарушения в состоянии аффекта несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;

• поощрения позитивного поведения правонарушителя, например: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

Статья 4.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Административные наказания, налагаемые за совершение административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)

Административное наказание за нарушение таможенных правил — это установленная государством санкция, применяемая уполномоченными должностными лицами таможенных органов или судами к лицу, совершившему административное правонарушение в сфере таможенного дела.

Учитывая особенности и экономическую природу нарушений в сфере таможенного управления, законодатель в санкциях статей гл. 16 КоАП ограничивается применением только трех видов административных наказаний, таких, как:

• конфискация орудия совершения или предмета правонарушения.

При этом предупреждение и административный штраф являются основными видами наказаний, тогда как конфискация орудия совершения или предмета правонарушения — дополнительным, т.е. может выступать в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Смысл данного деления состоит в возможной комбинации назначения различных наказаний за совершение одного правонарушения с целью достижения максимального соответствия мер ответственности степени общественного вреда совершенного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП за одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. Рассмотрим характеристики административных наказаний, предусмотренных в области нарушения таможенных правил.

Предупреждение — мера административною наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

Читайте так же:  Права представителя по административному делу

Предупреждение выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП).

Устное предупреждение, замечание или порицание правонарушителя не могут рассматриваться как административное наказание. Данное наказание играет профилактическую роль. Оно относится к наказаниям морального характера, состоит в том, что уполномоченные должностные лица таможенных органов официально разъясняют лицу противоправный характер его действий, требуя их прекратить, устранить допущенные нарушения, и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Наказание в виде предупреждения содержится в административном законодательстве всех государств — членов Таможенного союза (ст. 45 КоАП Республики Казахстан и ст. 6.2 КоАП Республики Беларусь). Очевидно, что данное наказание назначается за административные правонарушения, обладающие минимальной степенью общественной опасности. В гл. 16 российского КоАП санкции в виде предупреждения содержатся только в четырех статьях, которые связаны с нарушением режима нахождения лиц в зоне таможенного контроля (ст. 16.5), несоблюдением порядка таможенного транзита (ст. 16.10), нарушением правил предоставления отчетности о товарах в таможенный орган (ст. 16.15) и нарушением правил предоставления в таможенный орган информации об изменении сведений, указанных в заявлении о включении в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (ст. 16.23).

Предупреждение применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц — участников ВЭД.

Порядок исполнения административных наказаний регламентирован в гл. 32 КоАП. Статья 32.1 определяет, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в установленном законом порядке.

Административный штраф — относится к наказаниям имущественного характера и является денежным взысканием в доход государства в пределах, установленных законом. Административный штраф является наиболее часто применяемым видом наказания в области таможенного дела, предусмотрен санкциями всех статей гл. 16 КоАП, применяется к юридическим, физическим и должностным лицам. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Величина административного штрафа устанавливается:

• в фиксированном размере;

• в величине, кратной стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, и не может превышать трехкратный размер указанной стоимости (п. 3 ст. 3.5 КоАП);

• в величине, кратной сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения таможенных пошлин и налогов, сборов, и не может превышать се трехкратный размер.

На основании п. 3 ст. 3.5 КоАП размер административного штрафа не может быть менее 100 руб.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет государства в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Правила исполнения наказания в виде административного штрафа описаны в ст. 32.2 КоАП и предусматривают уплату штрафа непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, и не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и административный штраф, относится к имущественному наказанию (п. 1 ст. 3.7 КоАП) и является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Анализ норм гл. 16 КоАП указывает на то, что в ее пределах данный вид наказания используется широко и предусмотрен санкциями 11 статей из 24.

Конфискация назначается только судьей. Не является конфискацией изъятие товаров, изъятых из оборота либо находящихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение.

Предметом конфискации являются товары и (или) транспортные средства, явившиеся предметом административного правонарушения.

Данный вид наказания применяется в отношении физических и юридических лиц, не применяется в отношении должностных лиц.

Постановление судьи о конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.

Меры административной ответственности за нарушение таможенных правил (Шашкина А.Н.)

Дата размещения статьи: 07.04.2016

Статья посвящена анализу административного законодательства государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза в части, регулирующей наказания за нарушение таможенных правил. Автором осуществлен сравнительно-правовой анализ вида и размера наказаний за правонарушения в области таможенного дела в Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Одной из функций таможенных органов государств — членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза (ТС ЕАЭС) является осуществление административного процесса по делам об административных правонарушениях и привлечение виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством государств — членов Таможенного союза (п. 3 ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС)). Положения ТК ТС обязательны для всех государств — членов Таможенного союза, и национальное законодательство не должно противоречить его нормам [1], но в связи с тем, что на территории каждого государства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) действует национальное законодательство, устанавливающее административную ответственность за правонарушения в области таможенного дела, субъект внешнеэкономической деятельности, нарушивший таможенные правила в Российской Федерации, и субъект внешнеэкономической деятельности, совершивший аналогичное правонарушение в другой стране Союза, будут привлекаться к административной ответственности по различным нормам и к ним будут применяться разные административные санкции, кроме того, даже субъекты ответственности определяются в каждом государстве по-разному.

В статье проведен анализ административного законодательства государств — членов ЕАЭС на примере сравнения положений о наказаниях за правонарушения в области таможенного дела, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях (КоАП РК), Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП РБ). Рассмотрено законодательство трех стран ЕАЭС, поскольку они являются членами Таможенного союза более пяти лет (с 2010 г. Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, с 2015 г. Таможенный союз в рамках ЕАЭС). За эти годы сложилась определенная правоприменительная практика, на основании которой можно провести сравнительный анализ. Меры административной ответственности, установленные за таможенные правонарушения в Армении и Киргизии (с 2014 г. члены Таможенного союза в рамках ЕАЭС), по нашему мнению, будет возможно оценить лишь по прошествии времени с момента вступления этих стран в Союз.

Читайте так же:  Административный арест не применяется к женщинам

Административное наказание является одной из разновидностей государственного административного принуждения, карательной санкцией за совершенное противоправное деяние [2]. Меры административной ответственности КоАП РФ определяет как «административное наказание», КоАП РК и КоАП РБ — «административное взыскание», однако такое различие не имеет принципиального значения, поскольку административное взыскание есть наказание, мера воздействия [3], что позволяет сделать вывод о том, что данными терминами номинируется одно и то же понятие.

Глава 16 КоАП РФ содержит 24 статьи и соответственно 44 состава нарушений таможенных правил, за которые предусмотрены такие наказания, как предупреждение, штраф, конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. Согласно ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основных административных наказаний, конфискация может быть назначена как основное, так и дополнительное наказание [4]. Особенности мер административной ответственности за таможенные правонарушения в РФ состоят в следующем:

1) предупреждение как мера наказания применяется за четыре состава правонарушений, предусмотренных гл. 16 КоАП РФ, в то время как в КоАП РК такое наказание установлено только для одного состава, в РБ предупреждение за нарушение таможенных правил не применяется;

2) конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения как основное наказание предусмотрена за 15 составов правонарушений в области таможенного дела, в РК и РБ конфискация может быть назначена только как дополнительное наказание, преимущественно в совокупности с основным наказанием — штрафом;

3) размер штрафа исчисляется в российских рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей. Отличием законодательства РФ от законодательства РК и РБ в рассматриваемой сфере является возможность выражения суммы штрафа в размере, кратном размеру стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Глава 14 «Административные таможенные правонарушения» КоАП РБ содержит 19 статей и 27 составов нарушений таможенных правил, за которые установлено всего два вида наказания: штраф и конфискация. Согласно ст. 6.3 КоАП РБ штраф является основным, а конфискация дополнительным административным взысканием. Выделим особенности административных наказаний за таможенные правонарушения в РБ:

1) штраф как мера взыскания без конфискации предусмотрен для 14 составов, штраф с конфискацией товаров или без таковой — для 8 составов, а штраф с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, а также транспортных средств, на которых перевозились эти товары, — для 7 составов административных правонарушений;

2) гл. 14 КоАП РБ не предусматривает такого вида наказания, как предупреждение. Предполагаем, это обусловлено тем, что правонарушения в таможенной сфере в большинстве случаев наносят ущерб экономическим интересам государства, поэтому и наказания носят характер материального воздействия на правонарушителей. Кроме того, административное законодательство РБ исключает возможность применения к юридическим лицам такой меры взыскания, как предупреждение, это наказание установлено только для физических лиц. В РФ и РК предупреждение как вид наказания применяется и к юридическим, и к физическим лицам;

3) размер штрафа исчисляется в базовых величинах. Так, санкцией ч. 6 ст. 14.1 КоАП РБ установлено наказание для юридических лиц в размере от ста до пятисот базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся. Размер базовой величины устанавливается законодательством РБ на день вынесения постановления о наложении административного взыскания;

4) для физических и юридических лиц ст. 6.1 КоАП РБ установлены различные цели применения административных взысканий. Административное взыскание применяется к физическому лицу в целях воспитания, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами [5]. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений [5].

Глава 29 КоАП РК содержит 37 статей и 52 состава нарушения таможенных правил, за которые установлены такие наказания, как: предупреждение, штраф, конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а также исключение из соответствующего реестра. Согласно ст. 42 КоАП РК предупреждение и штраф могут применяться только в качестве основного наказания, исключение из реестра может применяться в качестве как основного, так и дополнительного взыскания (в ст. 544 КоАП РК выступает как дополнительное наказание), конфискация применяется только в качестве дополнительного наказания. Особенностями административных наказаний за таможенные правонарушения в РК являются:

1) штраф как основное наказание, без применения дополнительных взысканий, предусмотрен для 37 составов правонарушений в таможенной сфере; предупреждение возможно лишь при нарушении порядка убытия товаров и транспортных средств с таможенной территории Таможенного союза (ст. 525 КоАП РК). Совместно штраф и конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными предметами совершения административного правонарушения, применяются за составы правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 528, ч. 1 ст. 543, ч. 3 ст. 543, ст. 549, ст. 550, ч. 2 ст. 551, также возможно, но не обязательно установление дополнительного наказания по ч. 1 ст. 532, ч. 2 ст. 532, ст. ст. 541, 545, ч. 2 ст. 548, ст. 549, ч. 2 ст. 552;

2) возможность применения такой меры наказания, как исключение из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, за проведение операций с товарами и транспортными средствами не в соответствии с их таможенной процедурой, а равно передача права использования таможенной процедуры посредством передачи в отношении товаров прав владения, пользования или распоряжения, если это допускается в соответствии с таможенной процедурой, другому лицу без разрешения таможенного органа, если такое решение обязательно. Исключение из реестра осуществляется уполномоченным органом в сфере таможенного дела по основаниям и в порядке, которые установлены таможенным законодательством РК [6];

3) штраф исчисляется в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя, устанавливаемого в соответствии с законом, действующим на момент составления протокола об административном правонарушении [6];

4) КоАП РК не предусматривает минимального и максимального размера штрафа, за каждый состав установлена конкретная сумма, подлежащая взысканию с деликвента.

Результаты проведенного исследования позволили выделить различия в общих положениях об административных наказаниях за таможенные правонарушения, установленные законодательством РФ, РК и РБ (табл. 1).

Таблица 1

Видео (кликните для воспроизведения).

Сравнение основных положений о наказаниях за нарушения таможенных правил в РФ, РК и РБ

Источники

Административное наказание за совершение таможенных правонарушений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here