Административное наказание руководителя

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административное наказание руководителя". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административная ответственность руководителя и иных должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства

«Охрана труда и техника безопасности в строительстве», 2011, N 10

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ И ИНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНИЗАЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом (ТК РФ) и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами. Об этом говорится в ст. 419 ТК РФ, и относится это в том числе к работодателям и должностным лицам организации. Административная ответственность за нарушение трудового законодательства установлена в гл. 5 «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» разд. II Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

В соответствии с п. 1 ст. 5.27 КоАП нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:

— на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.;

— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного суда РФ за IV квартал 2006 г. (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007) ст. 4.6 КоАП установлено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Таким образом, для квалификации действий должностного лица как нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение.

Под аналогичным правонарушением при этом следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда, например первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Дисквалификация как наказание за совершение аналогичного правонарушения заключается согласно п. 1 ст. 3.11 КоАП в лишении физического лица права:

— занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица;

— входить в совет директоров (наблюдательный совет);

— осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;

— осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом (п. 1 ст. 32.11 КоАП). Исполнение постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.

Специальные нормы нарушения трудового законодательства установлены в ст. ст. 5.28 — 5.34, 5.40, 5.42, 5.44 КоАП.

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.28 КоАП).

Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.29 КоАП).

Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб. (ст. 5.30 КоАП).

Нарушение или невыполнение работодателем обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей (ст. 5.31 КоАП).

Уклонение работодателя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 5.32 КоАП). Примирительные процедуры согласно ст. 398 ТК РФ представляют собой рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 2000 до 4000 руб. (ст. 5.33 КоАП).

Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. (ст. 5.34 КоАП).

Принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке путем насилия или угроз применения насилия либо с использованием зависимого положения принуждаемого влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. (ст. 5.40 КоАП).

Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП).

Кроме того, в ст. 5.42 КоАП установлена ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости.

Отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты, а также необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 руб.

Читайте так же:  Наказание за нарушение дня тишины перед выборами

Штрафы на должностное лицо

5 Суд и органы государственной власти предпочитают назначать штрафы на должностное лицо вместе со штрафом для юридического лица. Не всегда одновременно. Но в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности. Закон допускает привлекать к ответственности за одно нарушение и организацию, и должностное лицо. Если конкретные должностные лица допустили такое нарушение.

Поэтому тема штрафов на должностных лиц не теряет актуальности. А знание нюансов, возможно, позволит избежать административной ответственности. Ведь штрафы на должностное лицо – вид административного наказания. Поэтому уполномоченные орган назначит наказание по общим правилам привлечения к административной ответственности. Помимо штрафов на должностное лицо, КоАП РФ предусматривает такие специальные виды административных наказаний для должностных лиц, как дисквалификация, лишение специального права и т.п.

Когда возлагают штрафы на должностное лицо по КоАП РФ

Общее правило, которое устанавливает статья 2.4. КоАП РФ, гласит:

“Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей”.

Граждане, которые являются должностными лицами, делятся на несколько категорий:

  • граждане, которые постоянно, временно или по специальным полномочиям осуществляют функции представителя власти. То есть они наделены распорядительными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся в служебной зависимости от него.
  • лица, которые выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных и местных органах, государственных внебюджетных фондов, войсках и воинских формированиях
  • работники организаций (юридических лиц), которые совершили административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, в т.ч. руководители, учредители организаций, члены совета директоров и т.п.
  • члены комиссий по закупкам, работники контрактной службы
  • члены лицензионной комиссии и т.п.

Индивидуальный предприниматель по общему правилу несет ответственность как должностное лицо. То есть штрафы на должностное лицо и на предпринимателя в размерах обычно равны. Но суть ответственности на должностное лицо и на предпринимателя – разные. К административной ответственности в связи с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей обычно привлекаются руководитель, бухгалтер, кадровый сотрудник и т.п. Функционал уполномоченный орган определит по должностной инструкции. Или возложенным обязанностям, выданным доверенностям от юридического лица.

Какие административные правонарушения влекут дисквалификацию руководителя

Перечень составов правонарушений, при наличии признаков которых применяется дисквалификация руководителя, достаточно широк. Чаще всего:

  • ст. 5.27 КоАП РФ – повторное нарушение трудового законодательство. Например, руководитель безосновательно заключил срочный договор вместо трудового договора на неопределенный срок.
  • ст. 5.27.1. – повторное нарушение правил охраны труда.
  • ст. 7.19 – самовольное подключение и использование газа, электричества, нефти или тепловой энергии
  • 14.25 КоАП РФ – повторно не представил сведения о юридическом лице в ФНС, когда представление таких сведений предусматривает закон.
  • ст. 19.5. 0 невыполнение предписания государственного органа власти
  • ст. 9.1, 9.6., 9.17., 9.18., 9.21, 9.23, 9.24 КоАП РФ – нарушения промышленной безопасности и законодательства в сфере энергоснабжения
  • нарушения в сфере торговли, финансов, налогов, страхования и т.п.

Дисквалификация руководителя назначается исключительно судом. Протокол об административном правонарушении и материалы административного расследования (если оно проводилось) направляются в суд согласно правилам подведомственности административных дел.

Административные правонарушения должностных лиц

Ответственность за совершение правонарушения устанавливает КоАП РФ. И иногда законы субъектов РФ. Например, за нарушение правил содержания собак и кошек Закон Краснодарского края устанавливает штрафы на должностное лицо. Поэтому смотреть нормы административного права нужно в комплексе – и КоАП РФ, и закон субъекта РФ, где организация осуществляет деятельность.

В качестве примера нарушений приведем нарушения в сфере ККМ, за непробитый чек, нарушение кассовой дисциплины. Кто несет ответственность? И должностное лицо, и юридическое. Перечень функций должностного лица, например, бухгалтера, определят по трудовому договору и (или) должностной инструкции. А если функции бухгалтера возложил на себя руководитель, то вероятнее всего штраф назначат ему.

Часто юристы компании ищут информацию, как сделать так, чтобы к ответственности привлекли только должностное лицо. Ведь размер штрафов на компанию весьма значителен практически по любому административному правонарушению. И судебная практика знает ответ. Необходимо доказать, что компания сделала максимально возможное для того, чтобы должностное лицо выполняло свои функции. Например, что приобрело кассовый аппарат, ознакомило с должностной инструкцией и т.п.

При назначении штрафов на должностное лицо гражданин может сослаться на малозначительность административного нарушения. А работники субъектов малого и среднего предпринимательства вправе требовать замены административного штрафа на предупреждение (подробности по ссылке – административный штраф).

Что такое дисквалификация руководителя, как административное наказание

Применение такого административного наказания имеет общие цели. Состоит дисквалификация руководителя в том, что государство лишает права занимать должности, связанные с непосредственным управлением организацией (директор, совет директоров и т.п. исполнительный орган), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом или в области управления многоквартирным домом. Соответственно, это основание увольнения с ранее занимаемой такой должности.

Срок давности привлечения к административной ответственности – один год с момента совершения нарушения. При длящемся административном правонарушении – год с момента обнаружения. Суд применяет наказание в пределах санкции статьи Особенной части КоАП РФ. При этом дисквалификация руководителя не может быть меньше 6 месяцев. И дольше 3 лет.

Как уволить дисквалифицированного руководителя

Процесс увольнения кадровая служба начинает не ранее вступления постановления по делу в силу. И, конечно, само постановление необходимо приобщить в материалы личного дела. На случай различных проверок. В крайнем случае, когда руководитель намеренно не предоставляет постановление, можно воспользоваться реестром дисквалифицированных лиц. Он размещается на сайте Федеральной налоговой службы.

Сначала руководителю нужно предложить вакансии, которые он смог бы выполнять с учетом своей квалификации и здоровья. Это правило закрепляет ст. 83 Трудового кодекса РФ. Если руководитель на перевод согласен, то оформите приказ о переводе. А если он отказался, то приказ об увольнении по причине дисквалификации. После проведения общего собрания участников (акционеров). Правильную формулировку устанавливает п. 8 ч. 1 стю 83 Трудового кодекса РФ. Далее – общий порядок: ознакомление и выдача трудовой книжки, расчет.

Если руководителя не уволить, то организацию могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.23. КоАП РФ. Последствия грозят и самому дисквалифицированному.

Читайте так же:  Соседи снизу громко слушают музыку вибрирует пол

Дисквалификация руководителя организации

«Отдел кадров», 2009, N 1

Дисквалификация руководителя организации

Статья 419 ТК РФ предусматривает возможность применения за нарушение трудового законодательства не только специфических видов наказаний, свойственных трудовому праву (выговор, увольнение с работы и иные дисциплинарные взыскания), но и привлечения виновных к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. В последнее время широкое применение получило административное наказание в виде дисквалификации. Что такое дисквалификация, к кому она может применяться и за какие правонарушения, расскажем в данной статье.

Статья 3.11 КоАП РФ устанавливает такую меру наказания, как дисквалификация, которая заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация может быть применена к:

— лицам, осуществляющим организационно-распорядительные функции (например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий) ;

— лицам, осуществляющим административно-хозяйственные функции (например, управление и распоряжение имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организации и ее подразделений, принятие решений о начислении заработной платы, премий, определение порядка хранения и движения материальных ценностей) ;

— членам совета директоров;

— арбитражным управляющим (лицо, назначенное арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Постановление Пленума ВС РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» (в ред. Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007 N 7).

Обобщив весь перечень, можно сказать, что дисквалификация может быть применена к физическим лицам (руководителю или иному лицу, участвующему в управлении организацией, действующему на основании доверенности), действующим в организациях любой формы собственности, являющихся юридическими лицами, независимо от их организационно-правовой формы.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (административное расследование), в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ постановление о дисквалификации выносится судьей районного суда, если дополнительных действий не проводится — мировым судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — года со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Основания применения дисквалификации

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

— фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

— представление в ИФНС документов, содержащих заведомо ложные сведения (ч. 4 ст. 14.25);

— невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства (ст. 19.5).

Рассмотрим подробнее нарушения законодательства о труде и охране труда, предусмотренные ст. 5.27 КоАП РФ:

— отсутствие локальных нормативных актов или при их наличии содержание условий, ухудшающих положение работника по сравнению с трудовым законодательством;

— нарушение оформления трудовых отношений (не заключаются письменные трудовые договоры, как требует ст. 67 ТК РФ, несвоевременное ознакомление работников с приказами, в частности, о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ));

— несоблюдение порядка ведения и хранения трудовых книжек (не производятся записи о приеме на работу, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек и вкладышей к ним и т.д.);

— необоснованное заключение срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения на неопределенный срок, подмена трудовых договоров гражданско-правовыми;

— непредставление ежегодных оплачиваемых отпусков более двух лет подряд;

— невыплата командировочных, компенсаций, окончательного расчета или неполная их оплата;

— выдача заработной платы один раз в месяц, расчетные листки не выдаются.

Установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 «О трудовых книжках».

Заметим, что количество норм трудового законодательства, которые может нарушить руководитель, очень велико и даже за незначительное нарушение инспектор ГИТ может поставить вопрос о дисквалификации. Обычно все-таки сначала руководителя привлекают к административной ответственности в виде штрафа.

Чаще всего перед судом ставится вопрос о дисквалификации за нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение. Согласно п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда.

Не стоит думать, что, если аналогичные правонарушения совершены за время работы в разных организациях, руководителя нельзя дисквалифицировать. Кодекс об административных правонарушениях наступление ответственности не ставит в зависимость от места работы руководителя — главное, что оно совершено в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6).

При обнаружении нарушений норм трудового законодательства первым делом органы, осуществляющие контроль (в нашем случае Федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда), составляют протокол об административном правонарушении.

Внимание! Поступившие из правоохранительных, государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, а также сообщения и заявления юридических и физических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, могут послужить поводом для возбуждения дела об административном правонарушении (ст. 28.1 КоАП РФ).

Протокол является основным документом, на основании которого судом может быть принято решение о дисквалификации. Его составляют немедленно при выявлении правонарушения в силу ст. 28.2 КоАП РФ. Необходимо обратить внимание на заполнение протокола. В нем должны быть указаны:

— дата и место его составления;

Читайте так же:  Без срока давности документальный

— должность, фамилия и инициалы лица, его составившего, а также лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

— фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (при их наличии);

— место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса или закона, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.

Лицо, составившее протокол, в соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ должно его направить на рассмотрение в суд в течение трех дней с момента составления. По результатам рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу.

Исполнение постановления суда

Статья 32.11 КоАП РФ устанавливает порядок исполнения постановления о дисквалификации, в соответствии с которым оно должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Таким образом, постановление суда о дисквалификации является поводом для расторжения трудового договора с руководителем (п. 8 ст. 83 ТК РФ). Если работодатель не исполнит решение суда, то его могут привлечь к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ — в виде штрафа до 200 000 руб. или иного наказания, предусмотренного данной статьей.

Сведения о приеме на
работу, переводе на
другую постоянную
работу, квалификации,
увольнении (с указанием
причин и ссылкой на
статью, пункт закона)

Наименование,
дата и номер
документа, на
основании
которого
внесена
запись

Административное наказание руководителя

Видео (кликните для воспроизведения).

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!

На руководителя организации наложен административный штраф по ст. 5.27 КоАП РФ.
Правомерна ли оплата данного штрафа за счет средств самой организации (деньги выданы в подотчет руководителю и проведены по счету 91.02)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Обязанность по уплате административного штрафа возложена законом на самого нарушителя. Уплата такого штрафа руководителем организации за счет средств организации может повлечь за собой уголовную ответственность.

Обоснование вывода:

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к названной статье раскрывается понятие «должностного лица». Из него следует, что руководители организаций, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как должностные лица.

Административное наказание, в том числе и административный штраф, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1, ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ). Административный штраф является выраженным в рублях денежным взысканием (ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ).

В силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственность должностного лица (руководителя организации) не равнозначно привлечению к административной ответственности организации, которую он возглавляет. Административный штраф, наложенный на должностное лицо организации (юридического лица), не может рассматриваться в качестве штрафа, наложенного на юридическое лицо.

Согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности (ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Иначе говоря, штраф должен быть оплачен директором за счет собственных средств. В противном случае наказание не достигнет своей цели.

В случае выдачи руководителю организации денежных средств под отчет для уплаты наложенного на него административного штрафа штраф будет оплачен не за счет собственных средств руководителя, а за счет средств организации.

По мнению судебных органов, сущность административного наказания, как и любого другого наказания, выражается в наступлении для виновного лица каких-либо негативных последствий, в данном случае материальных лишений, финансовых затрат. Поэтому административный штраф должен уплачиваться лицом, привлеченным к административной ответственности, за счет собственных средств (приговор Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 25.10.2012 по делу N 1-45/2012, постановление Шаховского районного суда (Московская область) от 21.0.2013*(1), приговор Узловского городского суда Тульской области от 16.11.2012, приговор Стерлитамакского районного суда от 11.04.2013 по делу N 1-20/2013*(1), кассационное определение СК по уголовным делам Алтайского краевого суда от 19.01.2012; Обобщение судебной практики по уголовным делам о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий (статьи 285 и 286 УК РФ), рассмотренным судами Астраханской области в 2007 году — первом полугодии 2008 года (г. Астрахань, 15 августа 2008 г.)).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

1. Анализ правил ст. 2.4 показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо — это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

— ч. 1 ст. 2.1 (о том, что считается административным правонарушением);

— ст. 2.2 (о формах вины при совершении административного правонарушения);

— ст. 2.8 (о том, что исключается ответственность должностного лица, если оно совершило административное правонарушение в состоянии невменяемости) и ряда других норм КоАП. См. коммент. к указанным статьям;

б) что по особым правилам несут административную ответственность должностные лица из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы и некоторые другие категории должностных лиц (см. коммент. к ст. 2.5);

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

Читайте так же:  Элементы состава административного правонарушения

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

2. Примечание к ст. 2.4 дает легальное определение должностных лиц. Анализ этого определения показывает, что:

1) оно существенно отличается от содержащегося в УК (см. ниже);

2) должностное лицо:

а) осуществляет функции, упомянутые в Примечании:

— временно (например, во время отпуска руководителя);

— в соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от «классических» должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

— постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;

— по специальному полномочию (например, в силу разовой доверенности, выданной руководителем, в связи с временным исполнением функций руководителя на основании приказа по организации);

в) членов совета директоров, коллегиальных исполнительных органов иных руководителей и работников (прямо перечисленных во втором предложении примечания) организаций совершивших хотя бы одно из административных правонарушений, перечисленных в ст. 13.25, 14.24, 15.17-15.22, 15.24.1, 15.29-15.31, ч. 9 ст. 19.5, ст. 19.7.3 КоАП (см. комментарий к ним). Данное положение было введено в примечание к ст. 2.4 Законом N 9 от 09.02.09 и вступило в силу с 13.04.09. После вступления (с 22.08.09) изменений, внесенных в ст. 2.4 Законом N 160 от 17.07.09 должностными лицами (для целей КоАП) признаются также лица, осуществляющие функции члена конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, созданной государственным или муниципальным заказчиком (при совершении ими административных правонарушений, предусмотренных в ст. 7.29-7.32 КоАП, см. комментарий к ним);

4) для целей КоАП к должностным лицам приравниваются также индивидуальные предприниматели, т.е. физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Речь идет о физических лицах, которые прошли государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 23 ГК и Положением о регистрации предпринимателей (а после 01.07.2004 — в соответствии с Законом об ЮЛ). Однако Законом N 160 от 17.07.07 в примечание к ст. 2.4 внесено важное уточнение: установлено, что ИП приравниваются к должностным лицам, если только нормами КоАП не установлено иное.

В практике возникают вопросы:

приравниваются ли к должностным лицам частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (учитывая то, что в соответствии со ст. 11 НК эти лица приравниваются к индивидуальным предпринимателям)? Нет, КоАП не приравнивает этих лиц к должностным;

приравниваются ли к должностным лицам те индивидуальные предприниматели, которые не имеют работников (т.е. не являются работодателями, нет у них никого в подчинении)? Необходимо исходить из буквального текста примечания к ст. 2.4: в нем не делается исключений для ИП, которые не являются работодателями и не имеют подчиненных. Нет таких исключений и в других нормах КоАП. По-видимому, законодатель учитывал то, что ИП подписывает финансовые документы, заключает договоры, распоряжается имуществом и т.п., т.е. выполняет определенные организационно-распорядительные функции.

3. Для правильного применения ст. 2.4 необходимо также учесть:

1) положения ст. 2.5 об особенностях административной ответственности некоторых должностных лиц;

2) положения ст. 2.1 (о том, что привлечение к ответственности должностного лица не освобождает саму организацию от административной ответственности);

3) нормы ст. 2.9 о возможности освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. См. коммент. к указанным статьям.

Верховный Суд обратил внимание на то, что привлечение должностного лица к уголовной ответственности не освобождает ЮЛ от привлечения к административной ответственности (п. 15 Пост. N 5).

ВАС РФ разъяснил (в п. 22 пост. N 2), что ИП совершившие правонарушения в связи с осуществлением предпринимательской деятельности несут административную ответственность, как должностные лица, если законом не установлено иное. Если правонарушение не связано с предпринимательской деятельностью, то ИП несет ответственность как гражданин.

Читайте так же:  Установление видов административных наказаний

Административная ответственность за нарушение налогового законодательства

Отметим, что распределение обязанностей руководителя и главного бухгалтера в сфере налогового и бухгалтерского учета раскрывается в Законе № 402-ФЗ.

Так, ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

либо возложить ведение бухучета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации;

либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухучета со сторонней организацией (специалистом);

либо принять ведение бухучета на себя (если организация является субъектом малого или среднего бизнеса).

Об этом сказано в части 3 статьи 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Таким образом, ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность:

за формирование учетной политики;

ведение бухгалтерского учета;

своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В Кодексе об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) установлен ряд статей, предусматривающих ответственность за нарушение требований административного законодательства России в области финансов, налогов и сборов.

Главного бухгалтера могут привлечь к административной ответственности, если в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) им обязанностей, возложенных на него трудовым договором или должностной инструкцией, допущено правонарушение, предусмотренное КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

Это, в частности (Информационное сообщение Минфина от 07.04.2016 N ИС-учет-1, п. 24 Постановления Пленума ВС от 24.10.2006 N 18):

— грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету и отчетности, занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). Штраф за грубое нарушение правил ведения бухучета и представления отчетности (занижение налогов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухучета) в размере от 2000 до 3000 руб.;

— непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). Штраф за непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в размере от 300 до 500 руб.;

— непредставление в срок бухгалтерской отчетности в ИФНС и органы статистики (ч. 1 ст. 15.6, ст. 19.7 КоАП РФ);

— непредставление в срок налоговых деклараций и других документов в ИФНС, отчетности в ПФР и ФСС (ч. 5 ст. 14.5, ст. 15.5, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ);

За непредставление в установленный срок либо отказ от представления в инспекцию документов или сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а также представление информации в неполном объеме или в искаженном виде грозит штраф в размере от 300 до 500 руб.

— нарушение кассовой дисциплины (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). Нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Генерального директора могут привлечь к административной ответственности, если допущены следующие правонарушение, предусмотренные КоАП РФ (ст. 2.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

— нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

Если, указанное нарушение сопряжено с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, то оно влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.;

— нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации (ст. 15.4 КоАП РФ).

Данное нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 до 2000 руб.;

— нарушение сроков представления налоговой декларации (ст. 15.5 КоАП РФ);

Субъектом ответственности является руководитель организации при отсутствии в штате главного бухгалтера.

При наличии в штате главного бухгалтера к ответственности привлекается главный бухгалтер.

Нарушение влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

— непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 15.6 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения является главный бухгалтер организации.

При отсутствии в штате главного бухгалтера — руководитель.

— грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности (ст. 15.11 КоАП РФ);

Субъектами правонарушения могут быть руководитель организации как лицо, ответственное за организацию бухгалтерского учета и отчетности, или главный бухгалтер как лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

С учетом вышесказанного, представим в виде таблицы перечень нарушений, за которые главный бухгалтер и генеральный директор могут быть привлечены к административной ответственности:

Оплата штрафа на должностное лицо

Иногда в организациях возникает предложение оплатить административный штраф на должностное лицо за счет организации. Например, выдать денежные средства под отчет. Или оплатить с расчетного счета. Однако это в корне не верное решение. Потому что оплата административного штрафа всегда происходит по одинаковым правилам.

Штрафы на должностное лицо оплачивает само должностное лицо со своего личного счета и своими денежными средствами.

Дисквалификация руководителя

К числу административных наказаний относится дисквалификация руководителя. И для самого руководителя это крайне неприятный и нежелательный вид административного наказания. Потому что кадровая служба обязана после вступления постановления о дисквалификации в силу начать процедуру увольнения.

Дисквалификация руководителя устанавливает только Кодекс РФ об административных правонарушениях. Это административное наказание будет следствием наличия состава административного правонарушения. Поэтому основания, последствия и порядок увольнения руководителя мы рассмотрим ниже отдельно. С порядком привлечения к административной ответственности, возбуждения дела об административном правонарушении и иными вопросами привлечения к ответственности можно ознакомиться отдельно.

Административная ответственность, к которой могут привлечь руководителя и главного бухгалтера

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъект правонарушения (Генеральный директор/Главный бухгалтер)

Источники

Административное наказание руководителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here