Содержание
- 1 Административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел
- 2 Глава 3. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
- 3 Административная деятельность органов внутренних дел, учебник в 2-х частях
- 4 Административная деятельность ОВД
- 5 Административная деятельность полиции
- 6 Понятие, основные черты и принципы административной деятельности ОВД
- 7 Административная деятельность ОВД
- 8 Административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел
Административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел
Органы внутренних дел как субъекты административной деятельности представляют собой организацию, решающую государственные задачи и осуществляющую свои функции специфическими формами и методами посредством реализации предоставленных ей государственно-властных полномочий.
Правовую основу организации и деятельности органов внутренних дел составляет множество нормативных правовых актов различной юридической силы, определяющих компетенцию, правовое положение отдельных служб и подразделений, их организационную структуру, полномочия по изданию административных актов, управленческие и иные отношения с другими субъектами деятельности и т. п.
Правовые акты – это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких–либо юридических последствий.
Все правовые акты в зависимости о направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:
— нормативные правовые акты – направлены на установление, изменение или отмену норм права;
— акты толкования (интерпретационные) – направлены на разъяснение норм права;
— акты применения права (индивидуально–правовые) – направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта.
Согласно Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 20.06.2012 г. №615, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц[15].
Нормотворчеством занимаются практически все государственные органы в пределах своей компетенции. Согласно п. 12.4 Положения о МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации «осуществляет нормативно–правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. »[16]. Кроме того, Министр издает в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами нормативные правовые акты, утверждает стандарты, нормы и правила по вопросам, отнесенным законодательством РФ к компетенции Министерства внутренних дел.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В системе Министерства внутренних дел субъектами нормотворчества выступают Министр внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности. Заместители Министра, руководители подразделений МВД России имеют право издавать нормативные правовые акты лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативные правовые акты, издаваемые МВД совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, подписываются (утверждаются) Министром внутренних дел.
В настоящее время понятие нормативного правового акта в системе МВД России получило официальное закрепление в Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484. В пункте 2 данного документа говорится, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом Министерства в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц»[17].
К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие управление в сфере внутренних дел относятся: Конституция РФ[18], Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции», от 10 июня 2008 г. № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 30 мая 2001 г. № 3–ФКЗ «О чрезвычайном положении», от 15 июля 1995 г. № 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 10 декабря 1995 г. № 196–ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 19 июля 2011 г. № 247–ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342–ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и многие другие.
Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Указами Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и др.[19]
Постановлениями Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц», от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» и др.
Действующая правовая система Российской Федерации предусматривает разнообразие видов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, установлено, что «Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений». Несмотря на то, что указанный перечень видов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти является исчерпывающим, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации допускают возможность издания федеральными органами управления нормативных правовых актов и других видов.
Глава 3. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
§1. Понятие и правовое регулирование административной
деятельности органов внутренних дел
Вопрос о понятии и сущности административной деятельности органов внутренних дел на протяжении многих лет является дискуссионным. От того, как в дальнейшем будет истолкована юридическая природа административной деятельности, ее цели, зависит и содержание этой деятельности.
Согласно традиционной точке зрения административная деятельность органов внутренних дел, наряду с оперативно-разыскной (или, что одно и то же, сыскной) и уголовно-процессуальной (дознавательской, следственной) деятельностью, представляет собой самостоятельную функцию данных органов[25].
Наиболее распространенное в юридической и специальной литературе определение понятия административной деятельности органов внутренних дел сформулированно следующим образом.
Административная деятельность органов внутренних дел (милиции) представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность по организации работы служб и подразделений указанных органов и практическому осуществлению административно-правовыми способами охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и борьбы с преступностью.
Это определение профессора М.И. Еропкина в несколько модернизированном виде[26].
Преимущество данного определения понятия состоит в том, что оно сформулировано и существует в научной и учебной литературе уже около сорока лет, является общепризнанным и за время существования претерпело лишь незначительные изменения.
Недостатки же проявились в 90-е годы прошлого века, когда стали предприниматься теоретические и практические усилия, с одной стороны, по развенчанию и слому административно-командной системы, с другой – по проведению в жизнь судебно-правовой реформы, имеющей целью приблизить нас к правовому государству.
Дело в том, что термин «административный» имеет своим первоначальным источником латинский язык (administrare – управленческий). Поэтому административная деятельность в отличие от оперативно-разыскной и процессуальной как милицейская функция подчас никак не связывается со специфическим социальным назначением милиции, ведь ее осуществляет любой орган исполнительной власти[27].
Подобный чисто «управленческий» подход, опирающийся на многие ленинские указания, явился в свое время основополагающим для уяснения сущности административной деятельности органов внутренних дел (милиции).
Его недостатки проявились в следующем.
1. Как в практической работе, так и при изучении дисциплины акценты смещались именно на деятельностный аспект, а не на закон, не на правовую основу деятельности милиции. Отсюда проистекали элементы правового нигилизма в работе ее сотрудников. В настоящее время курс административной деятельности органов внутренних дел нацелен на изучение не просто деятельности, а правоприменительной деятельности милиции.
2. Гипертрофированно понимался и административный аспект деятельности органов внутренних дел, что на практике вело к увлечению администрированием (т. е. управлению только лишь с помощью приказов и командования), а при изучении курса чрезмерное внимание уделялось вопросам кадрового, хозяйственного, финансово-экономического обеспечения и т. п. за счет сужения тем, связанных с правовым положением милиции. Предлагалось включить в предмет курса изучение делопроизводства в органах внутренних дел. Кроме того, непонятно было (да и сейчас нет достаточной ясности в этом вопросе), как должны соотноситься курсы административной деятельности и основ управления в органах внутренних дел.
Приведенное определение понятия административной деятельности органов внутренних дел можно назвать положительным. Ю.П. Соловей значительно уточняет смысл рассматриваемого термина путем его «отрицательной» характеристики: это та деятельность милиции, которая не является сыскной (оперативно-разыскной) или уголовно-процессуальной[28].
Во всяком случае, по содержанию данная дисциплина изучает основы административно-правового положения российской милиции. В будущем, возможно, на базе этой дисциплины сформируется курс, который условно можно назвать полицейским правом. Ю.П. Соловей отмечает, что в настоящее время в учебных заведениях МВД России полицейское право де-факто изучается в основном в рамках объемного курса «Административная деятельность органов внутренних дел». Прежним его наименованием было «Административное право (Специальная часть)»[29].
§ 2. Характерные черты административной деятельности
органов внутренних дел
Характерные черты – это то, что отличает административную деятельность от других основных направлений работы органов внутренних дел, в частности, от уголовно-процессуальной и оперативно-разыскной деятельности.
Традиционно выделяются следующие характерные черты административной деятельности органов внутренних дел.
Административная деятельность органов внутренних дел, учебник в 2-х частях
В учебнике рассматриваются административно-правовые и организационные вопросы, касающиеся деятельности органов внутренних дел.
В первой части учебника раскрываются базовые вопросы и особенности административной деятельности органов внутренних дел, ее формы и методы, а также освещаются внутриорганизационная административная деятельность служб и подразделений органов внутренних дел и статус субъектов управления в сфере внутренних дел на различных уровнях.
Работа предназначена для студентов (курсантов) высших образовательных организаций (в том числе образовательных организаций МВД России), обучающихся по юридическим направлениям и специальностям, аспирантов, преподавателей, а также практических работников, повышающих квалификацию по программам дополнительного профессионального образования в системе МВД России.
Административная деятельность ОВД
Скопировать в буфер библиографическое описание
Добавить в избранное
Нравится
4 Посмотреть кому понравилось
-
Под ред. Костенникова М.В., Куракина А.В.
Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.
Административная деятельность полиции
Общая характеристика административной деятельности полиции
Административная деятельность полиции — это исполнительно-распорядительная деятельность, которая направлена на организацию и практическую реализацию задач и функций ОВД (органов внутренних дел) в сфере борьбы с преступностью, обеспечения личной безопасности граждан, обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.
По своему содержанию административная деятельность полиции охватывает внешнюю и внутреннюю сферу деятельности органов внутренних дел. Внешняя деятельность – это осуществление властных функций, выходящих за пределы отношений внутри организации, они распространяются на общественные и государственные организации, должностные лица, на обычных граждан. Практически вся деятельность, которая связана с обеспечением общественной безопасности и охраной общественного порядка имеет внешнюю административно-правовую природу.
Внутренняя деятельность ОВД направлена на обеспечение бесперебойного функционирования всех служб и подразделений, слаженной работы сотрудников органов внутренних дел. Внутренняя деятельность включает: определение штатов, структуры, функций аппаратов (или служб), контроль, планирование, организацию взаимодействия, учет и отчетность, подбор и расстановку кадров, обеспечение социальных и правовых гарантий сотрудников полиции, поддержание дисциплины.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Основные признаки административной деятельности полиции:
- государственно-властный характер – ОВД осуществляет свои полномочия от имени государства; полиция правомочна давать юридическую оценку поступкам и действиям людей, осуществлять надзор за соблюдением установленных правил поведения, выявлять правонарушения, реагировать на правонарушения в установленном законодательством порядке, предъявлять обязательные требования в пределах своей компетенции;
- является подзаконной, осуществляется во исполнение и на основе законов, правовых актов, строится в пределах действующего законодательства, на основе применения соответствующих законных средств;
- носит исполнительно-распорядительный характер, основная цель — исполнение действующего законодательства по вопросам, которые входят в компетенцию полиции; для успешной реализации исполнительных функций полиция наделена распорядительными полномочиями.
Принципы административной деятельности полиции
Принципы административной деятельности полиции – это основные положения, идеи, которыми руководствуются сотрудники ОВД в административной деятельности.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Основные принципы административной деятельности полиции:
- общие, или конституционные – принципы гуманизма, законности, национального равноправия и уважения прав человека, социальной справедливости, сочетания профессиональной тайны и гласности; взаимодействия с органами власти, трудовыми коллективами, общественными организациями и гражданами.
- организационные — сочетание территориального и линейного принципов, плановость, комплексный подход и научность в решении задач, коллегиальность и единоначалие, профилактическая направленность, сочетание убеждения и принуждения.
- тактические принципы — комплексность средств и сил, гибкость и непрерывность, оперативность, наличие резерва средств и сил, маневренность.
Деятельность полиции должна носить гуманный характер, быть направленной на защиту личности от противоправных посягательств и преступлений, на охрану общественной безопасности.
Принцип социальной справедливости предполагает, что любой гражданин обладает правом обратиться в ОВД за защитой от посягательств на его здоровье, жизнь, законные интересы и свободу. Принцип требует неукоснительного применения правовых норм с целью, чтобы любой привлекаемый был привлечен к ответственности справедливо или же был подвергнут наказанию. Вся деятельность полиции осуществляется исключительно на основании закона и в строгом соответствии с требованиями законодательства.
Административная деятельность полиции должна отвечать интересам общества, осуществляться на демократической основе. Представители органов внутренних дел обязаны отчитываться перед населением о проделанной работе. Деятельность полиции тесно связана с трудовыми коллективами, ОМСУ, она опирается на непосредственную поддержку граждан. К работе полиции могут привлекаться внештатные работники.
При осуществлении административной деятельности полиции должны применяться новейшие технологии и методики сбора и обработки данных о преступности, состоянии общественного порядка, других сведений, касающихся предупреждения и борьбы с правонарушениями.
Организационная составляющая административной деятельности полиции
Организационные принципы деятельности ОВД:
Сочетание коллегиальности и единоначалия обеспечивает необходимую организованность, дисциплину, личную ответственность за порученное дело.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Понятие, основные черты и принципы административной деятельности ОВД
В органах внутренних дел и полиции значительное место по объему, важности и многообразию конкретных форм проявления занимает административная деятельность.
Административная деятельность органов внутренних дел представляет целенаправленную, организующую исполнительно-распорядительную деятельность специальных государственных органов, состоящую в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций в сфере внутренних дел государства.
Уголовно-процессуальная деятельность заключается в расследовании уголовных дел в форме дознания; пресечении преступлений независимо от степени их общественной опасности; задержании подозреваемых в совершении преступлений на основаниях и в порядке, предусмотренных УПК РФ.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) заключается в проведении органами и подразделениями полиции оперативно-розыскных мероприятий, имеющих своей целью защиту жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности, безопасности общества и государства от преступных посягательств. Она также предполагает предотвращение[1], выявление, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также лиц, пропавших без вести. Важным направлением этой деятельности в современных условиях является борьба с организованной преступностью. ОРД может осуществляться как гласными, так и негласными методами с привлечением граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе.
Указанные виды деятельности органов внутренних дел тесно взаимосвязаны с административной деятельностью. К примеру, при осуществлении оперативно-розыскной деятельности сотрудники полиции могут применять в установленных законом случаях меры административного принуждения; охрана и конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления или взятых под стражу в ходе осуществления уголовно-процессуальной деятельности, обеспечивается в рамках административной деятельности специализированными охранно-конвойными подразделениями полиции.
Следует также отметить, что полиция, кроме пресечения правонарушений, привлечения виновных к ответственности, применения мер государственного принуждения в рамках административной деятельности осуществляет управленческие, организационные и воспитательные функции.
Содержанием административной деятельности ОВД являются административно-правовые отношения, складывающиеся и развивающиеся:
– во-первых, в рамках внутриорганизационной деятельности ОВД в процессе организации обеспечения общественного порядка и безопасности;
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
– во-вторых, в ходе непосредственного обеспечения соблюдения гражданами, должностными лицами требований законодательства в сфере внутренних дел, в осуществлении мер, направленных на предупреждение, пресечение правонарушений и привлечение виновных к ответственности, т.е. в рамках внешневластной деятельности.
Можно выделить следующие черты административной деятельности ОВД:
1. Государственно-властный характер – находит свое выражение в осуществлении ОВД полномочий от имени государства.
2. Организационный характер – выражается в том, что в процессе осуществления административной деятельности организуется совместная целенаправленная деятельность людей по решению задач в сфере внутренних дел, охраны общественного порядка.
3. Подчиненность и подконтрольность соответствующим федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации повышает роль ОВД в организации борьбы с правонарушениями, усиливает ответственность за выполнение возложенных на них задач.
4. Сочетание централизованного руководства с оперативным управлением. Централизованное руководство выражается в определении приоритетных направлений деятельности, установлении общих правил, нормативов и т.п. Для оперативного управления характерно наличие прямых связей между субъектом и объектом управления.
5. Подзаконность административной деятельности ОВД означает, что законом определены ее направление и главные средства достижения целей. Любое отступление от требований закона может причинить существенный ущерб правам и законным интересам участников административно-правовых отношений.
6. Широкий объем дискреционных полномочий. В рамках административной деятельности органы внутренних праве действовать по своему усмотрению, в пределах, предоставленных законом.
7. Профилактическая направленность административной деятельности ОВД обеспечивается такой организацией работы всех аппаратов, служб, сил и средств ОВД (полиции), которая создавала бы благоприятные условия для развития цивилизованных отношений в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, для строгого соблюдения установленного в этих сферах законодательства, для предупреждения его нарушений.
Правовая характеристика административной деятельности ОВД складывается из административно-правового регулирования и административно-правовых отношений, в которые вступают органы внутренних дел с гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями и их должностными лицами.
Решение однородных задач административно-правовыми средствами осуществляется путем совершения однотипных действий, определяемых характером возникающих при этом общественных отношений. Совокупность такого рода действий составляет вид административной деятельности. Различают следующие виды административно-правовой деятельности органов внутренних дел:
1) охрана общественного порядка и собственности;
2) обеспечение общественной безопасности;
3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;
4) производство по делам об административных правонарушениях;
5) административно-правовая профилактика правонарушений;
6) осуществление лицензионно-разрешительной системы;
7) охрана, содержание и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
8) обеспечение безопасности дорожного движения;
9) контроль за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Под принципами административной деятельности ОВД понимаются общеобязательные идеи, руководящие начала, которыми ОВД руководствуются в своей деятельности. Принципы административной деятельности органов внутренних дел образуют целостную систему, в которой содержание и значение каждого из них обусловлено функционированием всей системы в целом. В системе принципов выделяются социально-правовые и организационные принципы (то есть те, на основе которых строится, организуется административная деятельность ОВД).
К социально-правовым принципам относятся
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина – является приоритетным в системе принципов административной деятельности ОВД. Это обусловлено тем, что в Российской Федерации «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (ст. 2 Конституции РФ). Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Законность. Под законностью как принципом деятельности полиции следует понимать безусловное и точное соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми без исключения сотрудниками полиции. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
Открытость и публичность. Административная деятельность органов внутренних дел (полиции) является гласной, открытой для граждан, общественности и средств массовой информации. Вместе с тем не подлежат разглашению данные, составляющие государственную и служебную тайну, а также сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, полученные в процессе служебной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пределы действия и конкретные формы проявления принципа гласности установлены Законами «О полиции», «О государственной тайне», «Об оперативно-розыскной деятельности» и иными нормативными правовыми актами.
Гуманизм. По своей сути деятельность органов внутренних дел (полиции) и ее сотрудников направлена на защиту человека от преступных и иных противоправных посягательств, на охрану общественного порядка и общественной безопасности, на обеспечение благоприятных условий для труда, отдыха и спокойствия людей.
Реализация данного принципа в деятельности полиции предполагает, прежде всего, гуманное, человечное отношение ко всем гражданам, вовлеченным, так или иначе, в сферу ее функционирования. Совершение сотрудником оскорбительных, унижающих человеческое достоинство, причиняющих гражданам физические страдания действий – недопустимо.
Взаимодействие и сотрудничество. Полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.
Взаимодействие может выражаться в обмене информацией, совместном планировании и осуществлении каких-либо мероприятий и в иных формах.
Система организационных принципов включает в себя 2 их группы:
– принципы построения аппаратов и служб, осуществляющих административную деятельность;
– специальные принципы их деятельности.
К первой группе относятся принципы:
– отраслевой (для реализации того или иного вида административной деятельности образуются соответствующие аппараты, службы и подразделения);
– территориальный (при формировании административных аппаратов и служб различного направления важно учитывать особенности административно-территориальных образований, где эти службы расположены и функционируют;
– линейный (каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления, то есть каждый подчиненный имеет лишь одного непосредственного начальника, в компетенции которого находятся все вопросы деятельности подчиненного);
– функциональный (образование и деятельность служб и подразделений, реализующих координационные и обеспечивающие функции – кадровую, финансовую, материально-техническую и др.);
– двойное подчинение (ОВД подчиняются, с одной стороны, – по вертикали, т.е. непосредственно вышестоящему органу внутренних дел, а с другой – по горизонтали, подотчетность по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности органу исполнительной власти соответствующего субъекта РФ).
Во вторую группу организационных принципов входят:
1. Рациональное распределение полномочий – предполагает юридическое закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой, подразделением и работником; урегулирование их взаимоотношений.
2. Ответственность за результаты работы способствует повышению качества и эффективности работы, воспитывает добросовестное отношение к служебным обязанностям, требовательность начальников к подчиненным – чуткое и внимательное отношение к людям.
3. Сочетание единоначалия и коллегиальности. Деятельность ОВД строится на основе единоначалия. Оно обеспечивает необходимую дисциплину, организованность, оперативность в работе, личную ответственность работника за порученное дело. Вместе с тем единоначалие не исключает коллегиального обсуждения наиболее важных и сложных вопросов.
4. Сочетание убеждения и принуждения. Убеждение представляет собой комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий осуществляемых в целях добросовестного соблюдения гражданами правовых норм. Принуждение применяется тогда, когда применение убеждения не принесло желаемых результатов, либо невозможно в сложившейся ситуации.
5. Профилактическая направленность административной деятельности. Конечной целью административной деятельности органов внутренних дел является предупреждение правонарушений. В ее процессе также проводятся многочисленные и разнообразные как по содержанию, так и правовой природе профилактические меры, которые можно подразделить на меры общей и индивидуальной профилактики.
Общепрофилактические мероприятия адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений. К числу таких мер относятся, например, предупреждение и пресечение нарушений правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции; правовое обучение; контроль за соблюдением правил паспортно-регистрационной и лицензионно-разрешительной систем, и т. д.
Ко второй группе относятся мероприятия по выявлению конкретных лиц, поведение и образ жизни которых свидетельствуют о возможности совершения ими преступлений и других правонарушений, и принятию мер по их предотвращению.К таким мерам относятся: административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы; отказ в выдачеили аннулирование лицензий на приобретение гражданского и служебного оружия, а также разрешений на право его хранения и ношения; воспитательная работа с подростками-правонарушителями и безнадзорными, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних, и другие.
Административная деятельность ОВД
Скопировать в буфер библиографическое описание
Добавить в избранное
Нравится
3 Посмотреть кому понравилось
-
Отв. ред. Костенников М. В., Куракин А. В.
Учебник поможет студентам (курсантам) получить комплексное представление об административной деятельности органов внутренних дел. В учебнике раскрываются базовые вопросы, а также особенности административной деятельности органов внутренних дел. Освещаются основные направления деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, административно-процессуальная деятельность органов внутренних дел. Особое внимание уделено особенностям взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества в деле обеспечения правопорядка. Проконтролировать полученные знания и приобрести необходимые практические навыки можно с помощью имеющихся в учебнике контрольных вопросов и заданий.
Административно-правовая основа деятельности органов внутренних дел
Органы внутренних дел как субъекты административной деятельности представляют собой организацию, решающую государственные задачи и осуществляющую свои функции специфическими формами и методами посредством реализации предоставленных ей государственно-властных полномочий.
Правовую основу организации и деятельности органов внутренних дел составляет множество нормативных правовых актов различной юридической силы, определяющих компетенцию, правовое положение отдельных служб и подразделений, их организационную структуру, полномочия по изданию административных актов, управленческие и иные отношения с другими субъектами деятельности и т. п.
Правовые акты – это официальные документы компетентных государственных органов, направленные на достижение каких–либо юридических последствий.
Все правовые акты в зависимости о направленности действия, т.е. от порождаемых юридических последствий, делятся на три группы:
— нормативные правовые акты – направлены на установление, изменение или отмену норм права;
— акты толкования (интерпретационные) – направлены на разъяснение норм права;
— акты применения права (индивидуально–правовые) – направлены на реализацию предписаний правовых норм.
Степень общности правовых актов включает в себя два критерия их разграничения: субъектный, показывающий круг лиц, являющихся адресатами данного правового акта; ситуационный, показывающий, на какие ситуации, на какие виды общественных отношений распространяется действие данного правового акта.
Согласно Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 20.06.2012 г. №615, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц[15].
Нормотворчеством занимаются практически все государственные органы в пределах своей компетенции. Согласно п. 12.4 Положения о МВД России Министерство внутренних дел Российской Федерации «осуществляет нормативно–правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. »[16]. Кроме того, Министр издает в пределах предоставленных ему полномочий в установленном порядке обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами нормативные правовые акты, утверждает стандарты, нормы и правила по вопросам, отнесенным законодательством РФ к компетенции Министерства внутренних дел.
В системе Министерства внутренних дел субъектами нормотворчества выступают Министр внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности. Заместители Министра, руководители подразделений МВД России имеют право издавать нормативные правовые акты лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативные правовые акты, издаваемые МВД совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, подписываются (утверждаются) Министром внутренних дел.
В настоящее время понятие нормативного правового акта в системе МВД России получило официальное закрепление в Правилах подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 27 июня 2003 г. № 484. В пункте 2 данного документа говорится, что «нормативный правовой акт – это письменный официальный документ принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом Министерства в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц»[17].
К числу законов, в которых содержатся положения, регулирующие управление в сфере внутренних дел относятся: Конституция РФ[18], Уголовно–процессуальный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции», от 10 июня 2008 г. № 76 «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания», от 30 мая 2001 г. № 3–ФКЗ «О чрезвычайном положении», от 15 июля 1995 г. № 103–ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», от 10 декабря 1995 г. № 196–ФЗ «О безопасности дорожного движения», от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 19 июля 2011 г. № 247–ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», от 30 ноября 2011 г. № 342–ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и многие другие.
Правовой статус и деятельность полиции урегулированы также Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ. Указами Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 1 марта 2011 г. № 249 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции», от 23 мая 2011 г. № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и др.[19]
Постановлениями Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», от 23 июня 2011 г. № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», от 15 октября 2003 г. № 627 «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц», от 16 апреля 2011 г. № 274 «Об утверждении правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны» и др.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Действующая правовая система Российской Федерации предусматривает разнообразие видов нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, установлено, что «Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений». Несмотря на то, что указанный перечень видов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти является исчерпывающим, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации допускают возможность издания федеральными органами управления нормативных правовых актов и других видов.
Источники
- http://mylektsii.ru/7-35612.html
- http://cyberpedia.su/4x2f3c.html
- http://xn--b1amgt.xn--b1aew.xn--p1ai/document/9258556
- http://urait.ru/bcode/432945
- http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/administrativnaya_deyatelnost_policii/
- http://cyberpedia.su/5x1b88.html
- http://urait.ru/bcode/437237
- http://mylektsii.ru/7-35612.html
Юрист в сферах гражданского права и налогообложения
Стаж: 21 год