Административная юрисдикция органов внутренних дел

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административная юрисдикция органов внутренних дел". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Понятие административной юрисдикции органов внутренних дел (полиции) и ее особенности.

Прежде чем определить, что такое административная юрисдикция, необходимо уяснить, что означает общий термин «юрисдикция».

Юрисдикция

(лат. — судопроизводство) — установленная законом сово­купность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т.е. оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности или непра­вомерности, применять юридические санкции к правонарушителям.

Что же касается административной юрисдикции, то ее можно рас­сматривать как установленную законом деятельность органов исполни­тельной власти и должностных лиц по разрешению индивидуальных ад­министративных дел и применению соответствующих юридических санк­ций в административном порядке (без обращения в суд).

Административная юрисдикция

— исполнительно-­распорядительная деятельность по применению установленных государ­ством нормативных предписаний к конкретным случаям, разрешению конфликтных правовых ситуаций в случае возникновения спора о праве либо нарушения установленных законодательством правил.

Опираясь на общие понятия юрисдикции и административной юрис­дикции можно определить административную юрисдикцию органов внут­ренних дел как исполнительно-распорядительную деятельность данных органов и их должностных лиц по разрешению индивидуальных админи­стративных дел и применению соответствующих юридических санкций к правонарушителям в административном порядке.

Таким образом, административная юрисдикция — составная часть правоохранительной деятельности органов внутренних дел, осуществляе­мой на основании и во исполнение законов.

Юрисдикция органов внутренних дел осуществляется по правилам административного процесса, включающего последовательные стадии ад­министративного производства — возбуждение административного дела, рассмотрение его по существу и принятие постановления, пересмотр по­становления, исполнение постановления. Законодательство РФ определяет подведомственность административных дел, компетенцию органов адми­нистративной юрисдикции по их разрешению, сроки рассмотрения дел, сроки и порядок обжалования и исполнения постановлений; права и обя­занности участников административного дела, разрешаемого в порядке административной юрисдикции, предусматривает гарантии прав лиц при применении к ним мер административного воздействия.

В связи с тем, что административная юрисдикция органов внутрен­них дел в большей степени связана с производством по делам об админи­стративных правонарушениях, то задачами этого вида административных производств являются (ст. 24.1. КоАП РФ):

1) всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обс тоятельств каждого дела;

2) разрешение его в точном соответствии с законом;

3) обеспечение исполнения вынесенного постановления;

4) выявление причин и условий, способствующих совершению ад- ми и истративных правонарушений

Принципы административно — юрисдикционной дея­тельности органов внутренних дел:

— законности (ст. 1.6 КоАП РФ);

— гласности (ст. 24.3 КоАП РФ);

— презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ);

— объективной истины (ст. 26.11 КоАП РФ);

— равенства граждан перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ);

— национального языка производства (ст. 24.2 КоАП РФ);

— экономичности и эффективности процесса (ст. 29.6 КоАП РФ);

— самостоятельности в принятии решения, ответственность долж­ностных лиц за надлежащее ведение дела (ст. ст. 29.9, 29.12. КоАП РФ);

— обеспечения, привлекаемому к ответственности права на защиту (ст. 25.5 КоАП РФ );

— индивидуальности наказания (ст. 4.1 КоАП РФ)

— реальности исполнения принятого по делу постановления (ст. 31.2 КоАП РФ).

Действующее законодательство предоставляет значительные права органам внутренних дел по рассмотрению дел об административных пра­вонарушениях и применению к лицам, виновным в их совершении, соот­ветствующих наказаний (ст. 23.3 КоАП РФ).

Роль административной юрисдикции в правоохранительной системе определяется ее назначением как средства борьбы с административными правонарушениями.

В процессе осуществления этого вида юрисдикции рассматриваются дела об административных правонарушениях по существу и применяются административные наказания.

Характерными признаками, позволяющими отграничить ее от иных форм административно-правовой деятельности, являются.

1. Наличие административного правонарушения.

2. Быстрота рассмотрения дела.

3. Издание юрисдикционного акта в установленной законом форме.

Наличие административного правонарушения юрисдикционная дея­тельность связывает с рассмотрением и разрешением административных дел и применением государственного принуждения. Разрешение дел об административных правонарушениях составляет основное содержание административно-юрисдикционной деятельности.

В отличие от правосудия, она является специализированным способом правовой защиты общественных отношений. Исследованию и оценке в про­цессе административной юрисдикционной деятельности подлежат как обсто­ятельства дела о конкретном административном правонарушении, так и соот­ветствующие нормы права, предусматривающие ответственность за него.

Центральное место при этом занимает главный предмет доказывания наличие или отсутствие такого правонарушения, виновность лица, его совершившего.

Уполномоченное должностное лицо рассматривает фактические об­стоятельства совершенного деяния через призму нормы, предусматрива­ющей административную ответственность за правонарушение.

Установление соответствия фактического состава правонарушения юридическому и составляет содержание правовой квалификации, без ко­торой немыслима юрисдикция.

В процессе рассмотрения дела об административном правонаруше­нии устанавливается наличие в действиях лица всей совокупности при­знаков, характеризующих конкретное административное правонарушение:

— субъект (с 16 лет);

Квалификация административных правонарушений предполагает не только установление соответствия совершенного деяния той или иной норме Особенной части КоАП РФ, но само доказательство такого соот­ветствия. Поэтому административная юрисдикция включает в себя как установление фактических обстоятельств дела и личности виновного, так исследование и оценке данной информации с точки зрения ее достовер­ности и полноты.

Каждое решение по делу об административных правонарушениях должно основываться на точных и проверенных фактах. Для этого исполь­зуются юридические доказательства, главной функцией которых является установление объективной истины. Компетентный орган, рассматриваю­щий такое дело, вправе выносить решение только на основе фактов, кото­рые доказаны в установленных законом порядке и форме.

Читайте так же:  Мелкое хищение группой лиц до 2500 рублей

Исследованию и оценке в процессе административной юрисдикции подлежат также соответствующие нормы акта, устанавливающие админи­стративную ответственность. При этом важно установить, не нарушены ли их требования или требования иных норм.

Административно-юрисдикционными полномочиями обладают не все подразделения органов внутренних дел. Такое право предоставлено органам внутренних дел (полиции). Причем действующий Кодекс об ад­министративных правонарушениях РФ (ст. 23.3) значительно расширил круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об админи­стративных правонарушениях и назначать административные наказания.

Каждый из них вправе рассматривать только дела об административ­ных правонарушениях, которые отнесены законодательством к его ведению.

Административно-юрисдикционную деятельность органов внутрен­них дел от юрисдикционной деятельности других органов отличает:

— широкий круг охраняемых органами внутренних дел отношений, обусловленной исполнительно-распорядительной деятельностью;

— большой объем полномочий по применению мер обеспечения про­изводства по делам об административных правонарушениях;

— возможность дифференцированного выбора правовых санкций к тем правонарушителям, которые состоят на учете в органах внутренних дел как лица, неоднократно совершившие правонарушения;

— значительный круг лиц, которым предоставлено право рассматри­вать дела и принимать по ним решения;

— упрощенный порядок производства по некоторой части дел (без составления процессуальных документов, например, за незначительные нарушения правил дорожного движения).

Вместе с тем, можно выделить и другие особенностиюрисдикцион­ной деятельности органов внутренних дел:

1) юрисдикция органов внутренних дел является исключительно ад­министративной, то есть внесудебной;

2) осуществление юрисдикционных полномочий органами внутрен­них дел является правоохранительной и правоприменительной деятельно­стью в области обеспечения общественного порядка и общественной без­опасности;

3) юрисдикция органов внутренних дел связана не только с рассмот­рением и разрешением конкретных административных дел, назначению административных наказаний, но тесно связана с реализацией компетен­ции неюридического характера (различные виды административного кон­троля (надзора);

4) органы внутренних дел применяют не все административные наказания, а только предупреждение и штраф. KoAIT РФ 2001 г. не отнес к компетенции органов внутренних дел лишение права на управление транспортными средствами, предоставив это полномочие судьям;

5) при рассмотрении дел об административных правонарушениях в органах внутренних дел действует принцип единоначалия в отличие от других юрисдикционных органов, например, административных комис­сий, в которых дела рассматриваются только коллегиально;

6) органы внутренних дел обеспечивают исполнение некоторых видов ад­министративных наказаний, назначенных судами (например, исполнение адми­нистративного ареста, конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов).

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/17x4ba9.html

Понятие и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции

Занимая специфическое место в системе государственного аппарата, ОВД дел осуществляют различные виды правоохранительной деятельности, в том числе и административно-юрисдикционную. Правильное использование органами внутренних дел возможностей административной юрисдикции оказывает большое влияние на состояние общественного порядка и общественной безопасности.

Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятия по ним правовых индивидуальных актов [92] .

В научной и учебной литературе административная юрисдикция рассматривается нередко как деятельность по рассмотрению и разрешению юридических споров (конфликтов) и дел об административных правонарушениях, осуществляемая органами государственного и местного самоуправления. По мнению авторов, она включает производство по жалобам, согласительное производство, производство по делам об административных правонарушениях [93] .

Существуют и другие более упрощенные определения. Например, А.С. Дугенец считает, что административная юрисдикция является самостоятельным видом правоохранительной деятельности органов государственного управления по рассмотрению только дел об административных правонарушениях [94] .

Именно в таком аспекте понятие административной юрисдикции рассматривается в настоящей работе.

Административная юрисдикция является разновидностью правоприменения. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения. Компетентный орган устанавливает прежде всего факты, имеющие юридическое значение (совершение определенного правонарушения). При этом требуется выяснить: было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, имеются ли обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб и др.

Исследованию и оценке подлежат не только обстоятельства дела, его решение невозможно без соответствующей нормативной основы. Юрисдикционный орган выбирает норму права, в соответствии с которой может быть разрешено конкретное дело, и принимает юридическое решение.

Эти процессуальные действия и являются формой реализации административной юрисдикции.

Таким образом, административная юрисдикция обладает всеми признаками, которые присущи юрисдикции в целом. К их числу относятся:

– наличие административного правонарушения, требующего восстановления правопорядка в соответствии с предписаниями закона;

– состязательная процедура разрешения дела, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников данного дела;

– обязательность принятия юрисдикционного акта.

Каждый из названных признаков применительно к административной юрисдикции имеет свое специфическое содержание.

Являясь одним из видов правоохранительной деятельности, административная юрисдикция осуществляется многими органами государства, в том числе и органами внутренних дел. В этой связи ОВД наделены широким кругом полномочий, в рамках которых они реализуют принадлежащее им право привлечения к административной ответственности за правонарушения. При этом юрисдикция органов внутренних дел имеет свои особенности по сравнению с другими административно-юрисдикционными органами.

1. Основные юрисдикционные полномочия ОВД реализуют в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Такое положение обусловлено тем, что в соответствии с законодательством охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности является одной из важнейших задач, стоящих перед органами внутренних дел (полицией).

Читайте так же:  Запрет о курении в подъездах распечатать

Бесспорно, административно-правовая охрана в названных сферах предполагает использование и неюридических форм и методов, направленных на предупреждение и выявление нарушений установленных правил (предупредительные действия сотрудников патрульно-постовой и дорожно-патрульной службы, участковых уполномоченных полиции; различного рода разъяснения, консультации; устранение противоправных ситуаций и др.). Однако один лишь надзор не может оптимально обеспечить правомерность поведения граждан в рассматриваемых сферах. Поэтому ОВД и наделяются правом не только осуществлять надзорную, но и юрисдикционную деятельность, связанную с применением мер административно-принудительного воздействия.

Таким образом, наряду с административным надзором юрисдикционная деятельность призвана обеспечить защиту от противоправных посягательств общественного порядка, общественной безопасности и других общественных отношений, охрана которых возложена на ОВД.

2. Широта охраняемых органами внутренних дел общественных отношений обусловливает больший по сравнению с другими органами объем юрисдикционных полномочий. Если другие административно-юрисдикционные органы отраслевой компетенции рассматривают, как правило, небольшую группу однородных административных правонарушений, то ОВД разрешают более 40 административных проступков (ст. 23.3. КоАП РФ): о нарушении правил дорожного движения, правил хранения, использования огнестрельного оружия, правил в сфере охраны общественного порядка и др.

3. В системе органов внутренних дел юрисдикционными полномочиями наделен значительный круг должностных лиц. При этом их компетенции присуща определенная степень специализации. Если для начальников органов внутренних дел характерен универсализм юрисдикционных полномочий, то большинство других сотрудников вправе разрешать только строго определенные категории дел. Так, сотрудники ГИБДД рассматривают лишь дела о нарушении правил дорожного движения.

4. Особенностью административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел является и то, что кроме рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, на них возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений, подведомственных другим органам административной юрисдикции. Так, ОВД осуществляют надзор за соблюдением правил в сфере предпринимательской деятельности, пограничного режима, правил привлечения и использования иностранной рабочей силы и др. В случае нарушения указанных правил, должностные лица органов внутренних дел принимают необходимые меры (доставление, административное задержание, личный досмотр, составляют протокол), чтобы обеспечить возможность рассмотрения данного правонарушения компетентным органом (должностным лицом). Такими полномочиями обладают практически все сотрудники органов внутренних дел. Это обусловлено необходимостью принятия оперативных решений в отношении нарушителей правопорядка.

5. Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает также использование трех видов производства по административным правонарушениям:

1) обычное, когда последовательно реализуются все стадии производства по делам об административных правонарушениях (возбуждение дела и его административное расследование, рассмотрение дела, исполнение постановления, пересмотр постановлений (решений)).

Каждая стадия характеризуется своей спецификой, которая обусловлена:

– фактическими процессуальными основаниями возникновения;

– содержанием – совокупностью процессуальных действий, этапов;

– кругом компетентных органов и иных участников дела;

– наличием процессуальных сроков;

– особенностями процессуального оформления промежуточных и итоговых процессуальных решений.

2) упрощенное производство характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел. Чаще всего она применяется при нарушении правил дорожного движения и пользовании средствами транспорта, когда к виновному применяется предупреждение или налагается штраф, не превышающий одной минимальной оплаты труда. Так, около 50 % водителей, нарушивших правила дорожного движения, привлечено сотрудниками ГИБДД к административной ответственности без составления протокола.

3) особое производство – понятие собирательное, имеющее место в тех случаях, когда общий порядок производства видоизменяется отдельными федеральными законами. Например, особенности порядка производства по делам об административных правонарушениях в отношении отдельных категорий субъектов установлены: Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. « 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и т.д.

Любое производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Следует отметить еще одну особенность. На ОВД возложено исполнение постановлений о назначении некоторых административных наказаний, применяемых судьями. Речь идет об исполнении таких наказаний, как возмездное изъятие или конфискация оружия и боевых припасов, лишение специального права (права управления транспортным средством), административный арест, административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 1560 | Нарушение авторских прав

http://lektsii.org/10-12949.html

Введение в курс «Административная деятельность органов внутренних дел»

Введение в курс «Административная деятельность органов внутренних дел»

Административная деятельность органов внутренних дел – это деятельность:

-: состоящая в целенаправленном и практическом осуществлении задач и функций государства

-: по обеспечению безопасности личности, общественной и государственной безопасности от внутренних угроз в сфере внутренних дел

+: не являющаяся оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной

-: состоящая в раскрытии преступлений и розыске лиц их совершивших

Читайте так же:  Применение административного наказания в виде дисквалификации

Соотношение объемов содержания понятий «полиция» и «органы внутренних дел»:

-: одно понятие равнозначно по смыслу другому

+: полиция входит в состав органов внутренних дел

-: органы внутренних дел входят в состав полиции

-: данные понятия имеют различное, несоотносимое содержание

Вид деятельности, не являющейся направлением работы полиции:

Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел выражается в:

-: том, что в процессе ее осуществления в рамках закона организуется целенаправленная деятельность по решению задач в сфере внутренних дел

+: осуществлении органами внутренних дел возложенных на них административно-правовых полномочий, от имени государства в рамках компетенции строго определенной законом

-: предоставленном праве применять физическую силу, специальные средства

-: предоставленном праве применять огнестрельное оружие

Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется на основании принципа:

-: приоритета прав сотрудников полиции

Организационное построение и правовое положение органов внутренних дел

Правовое положение Министерства внутренних дел Российской Федерации закреплено в:

-: Конституции Российской Федерации

-: Федеральном законе «О полиции»

+: Указе Президента Российской Федерации «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»

-: законах субъектов Российской Федерации

Министр внутренних дел Российской Федерации назначается на должность:

+: Президентом Российской Федерации

-: Государственной Думой Российской Федерации

-: Правительством Российской Федерации

-: Президентом Российской Федерации по согласованию с Государственной Думой Российской Федерации

Правовой основой деятельности МВД России является:

+: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации

-: Конституция Российской Федерации, приказы МВД России, решения коллегии МВД, Постановления Совета Федерации

-: Указы и иные акты Президента Российской Федерации, Положения о МВД, УВД субъектов Российской Федерации

-: нормативные правовые акты органов местного самоуправления

В полицию входят подразделения:

+: дежурных частей; участковых уполномоченных полиции; дознания

-: Федеральной миграционной службы; внутренних войск МВД России

-: Национального центрального бюро Интерпола

Видео (кликните для воспроизведения).

Министры внутренних дел, начальники ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации назначаются на должность:

-: Министром внутренних дел Российской Федерации

+: Президентом Российской Федерации

-: Правительством Российской Федерации

-: руководителем субъекта Российской Федерации

Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим функции по:

-: защите прав граждан

+: выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции

-: профилактике и пресечению преступлений и административных правонарушений

Заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации назначает на должность:

+: Президент Российской Федерации

-: Правительство Российской Федерации

-: Министр внутренних дел Российской Федерации

-: Государственная дума Российской Федерации

Содержание, формы и методы административной деятельности полиции

Более полным определением правовых форм государственного управления является внешнее выражение деятельности:

+: исполнительного органа власти, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающие определенные юридические последствия

-: исполнительных органов в рамках их компетенции

-: любых органов по выполнению возложенных на них функций

-: органов исполнительной власти, влекущие юридические последствия

Правовые формы государственного управления – это:

+: имеющие юридическое установление и содержание, всегда влекущие за собой четко выраженные правовые последствия, связанные с установлением и применением норм права

-: действия непосредственно не связаные с изданием юридических актов и не влекущие за собой возникновения административно-правовых отношений

-: выполнение полномочий органов исполнительной власти

-: действия по осуществлению нормотворческих функций органов власти

Срок представления нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти в орган юстиции составляет. дней:

Срок вступления в силу актов Президента Российской Федерации. дней:

Правовые акты управления по юридическому содержанию делятся на:

+: нормативные, индивидуальные, смешанные, общие

-: письменные, устные, конклюдентные

-: акты министерств и ведомств, администраций субъектов РФ и т.д.

Административный договор представлен:

+: контрактом о прохождении военной службы

-: договором найма жилого помещения

Государственная регистрация нормативных правовых актов производится:

-: Министерством внутренних дел

-: Федеральной службой безопасности

-: Федеральной миграционной службой

«Особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами государственной власти и содержащих односторонние властные волеизъявления» – это:

+: правовой акт управления

Более полным определением не правовых форм государственного управления является внешнее выражение деятельности:

+: исполнительного органа власти, осуществленное в рамках его компетенции и не вызывающие определенные юридические последствия

-: исполнительных органов в рамках их компетенции

-: любых органов по выполнению возложенных на них функций

-: органов исполнительной власти, влекущие юридические последствия

Административной деятельностью полиции является:

+: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности

+: охрана различных форм собственности

-: раскрытие тяжких преступлений

-: пересмотр постановлений по уголовным делам

Общая характеристика основных видов административной деятельности органов внутренних дел

Административная деятельность органов внутренних дел подразделяется на:

Органы внутренних дел, осуществляют контроль за деятельностью предприятий:

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел заключается в:

-: разрешении уголовных дел

-: рассмотрении гражданско-правовых дел

+: разрешении дел об административных правонарушениях

+: принятии решений по делам об административных правонарушениях

Должностные лица полиции в рамках административно-юрисдикционной деятельности назначают следующие административные наказания:

Органы внутренних дел осуществляют контроль за соблюдением правил:

-: безопасности полетов воздушных судов

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Административная деятельность органов внутренних дел Федеральной миграционной службы России по обеспечению иммиграционного контроля

Читайте так же:  Виды загрязнения окружающей среды делятся на

Гражданин Российской Федерации может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию при наличии:

-: подтвержденных данных о причастности к совершению террористических актов

-: данных о причастности к террористическим группам

-: вступившего в законную силу решения суда иностранного государства о привлечении гражданина РФ к уголовной ответственности

Срок действия заграничного паспорта Российской Федерации составляет:

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию обязан встать на учет в ФМС:

-: в течение 2 дней

+: по истечении 3 рабочих дней

-: в течение 5 дней

-: по истечении 2 дней

Иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию запрещено:

-: свободно передвигаться по территории РФ

-: менять место пребывания

-: пользоваться услугами защитника

+: производить фотосъемку морских портов

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию несет ответственность за совершенные административные правонарушения на основании:

-: законодательства своего государства

+: действующего законодательства РФ

Введение в курс «Административная деятельность органов внутренних дел»

Административная деятельность органов внутренних дел – это деятельность:

-: состоящая в целенаправленном и практическом осуществлении задач и функций государства

-: по обеспечению безопасности личности, общественной и государственной безопасности от внутренних угроз в сфере внутренних дел

+: не являющаяся оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной

-: состоящая в раскрытии преступлений и розыске лиц их совершивших

Соотношение объемов содержания понятий «полиция» и «органы внутренних дел»:

-: одно понятие равнозначно по смыслу другому

+: полиция входит в состав органов внутренних дел

-: органы внутренних дел входят в состав полиции

-: данные понятия имеют различное, несоотносимое содержание

Вид деятельности, не являющейся направлением работы полиции:

Государственно-властный характер административной деятельности органов внутренних дел выражается в:

-: том, что в процессе ее осуществления в рамках закона организуется целенаправленная деятельность по решению задач в сфере внутренних дел

+: осуществлении органами внутренних дел возложенных на них административно-правовых полномочий, от имени государства в рамках компетенции строго определенной законом

-: предоставленном праве применять физическую силу, специальные средства

-: предоставленном праве применять огнестрельное оружие

Административная деятельность органов внутренних дел осуществляется на основании принципа:

-: приоритета прав сотрудников полиции

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; Нарушение авторского права страницы

http://infopedia.su/9x610a.html

К вопросу определения административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел

Уваров Максим Александрович, адъюнкт Академии управления МВД России.

Соответствующий вид юридического процесса имеет определенные специфические признаки, характеризующиеся своими особенностями. В частности, административный процесс воздействует на достаточно широкий круг общественных отношений, складывающихся в сфере публичного управления. Посредством административно-процессуальных норм осуществляется реализация позитивных правовых норм различной отраслевой принадлежности. Кроме этого, административный процесс дает возможность реализации мер административного принуждения. В этом аспекте автор рассматривает содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции, которые стали предметом научного исследования.

Ключевые слова: полиция, полицейский, процесс, юрисдикция, стадия, производство, сотрудник, принуждение, ответственность, воздействие.

On the definition of administrative and jurisdictional activities of law enforcement agencies

Uvarov Maxim A., Postgraduate of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The appropriate form of legal process has certain specific characteristics, each with its own characteristics. In particular, the administrative process affects a wide enough circle of public relations in the sphere of public administration. Through administrative and procedural rules is the implementation of positive legal norms in various sectors. In addition, the administrative process allows for the implementation of administrative coercive measures. In this aspect, the author examines the content and features of administrative and jurisdictional activity of the police, which have become the subject of scientific research.

Key words: police, police, process, jurisdiction, stage, production, employee, coercion, responsibility, impact.

Проблемы административной юрисдикции, а также административно-юрисдикционной деятельности органов исполнительной власти исследуются учеными на протяжении многих лет.

В юридической теории к настоящему времени сформировались определенные традиции, а также научные направления, однако говорить о том, что проблемы административной юрисдикции окончательно разрешены, пока не приходится. Кроме того, развитие административного законодательства, а также досудебных форм разрешения публично-правовых конфликтов открывает новые возможности для исследования административно-юрисдикционной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Данная деятельность имеет достаточно сложную конструкцию, а также особые формы реализации, которые, как показывает практика, требуют своего научного анализа.

В теории права под юрисдикцией обычно понимают установленную законом (или нормативным актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, то есть оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям [17, с. 504].

Многие правоведы, занимающиеся разработками общетеоретических проблем права, юрисдикцию определяют как «. деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений» [2, с. 108].

А.Ф. Виноградов административную юрисдикцию рассматривает как вид государственной, подзаконной, правоприменительной, правоохранительной, административной деятельности специальной системы государственных органов исполнительной власти, выраженной в компетенции по рассмотрению и разрешению по существу дел об административных правонарушениях, жалоб и протестов по ним в установленных законом формах и порядке. [5, с. 21].

А.П. Шергин административную юрисдикцию определяет как вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и других компетентных органов, охватывающих рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним в установленных законом формах и порядке [16, с. 25].

Читайте так же:  Оказание неповиновения сотруднику полиции

С.В. Комлев административную юрисдикцию также определяет как особый вид государственной правоприменительной правоохранительной деятельности, носящей процессуальный характер, осуществляемой специально уполномоченными на то органами в судебном и внесудебном порядке и состоящей в рассмотрении дел об административных правонарушениях и принятии решений по ним, а также в исполнении этих решений [7, с. 55].

Под юрисдикцией также подразумевают подведомственность, подсудность разрешаемых дел, полномочия разрешать дела и применять санкции, также ее отождествляют с правоохранительной (праворазрешительной) деятельностью государства и общественности [1, с. 491].

Неоднозначному толкованию понятия «юрисдикция» способствовал и не совсем удачный перевод этого термина с латинского языка (jurisdictio — суд, судопроизводство), хотя на латинском языке этому понятию соответствует слово justitio [10, с. 11].

В советских энциклопедических и юридических словарях (юридических энциклопедиях) юрисдикция определялась как круг полномочий суда или административных органов по правовой оценке конкретных фактов, в том числе по разрешению споров и применению предусмотренных законом санкций [15, с. 504]. Из такой трактовки юрисдикции просматривается неоправданно расширенное ее содержание, в связи с чем неясно, в чем проявляется отличие юрисдикционной и неюрисдикционной деятельности.

Существует и точка зрения о том, что термин «юрисдикция» образован от сочетания латинских слов jus и dicere и переводится как «разрешение конфликта или применение подлежащей властью установленных правил» [11; 32].

В основе юрисдикционной деятельности лежат рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке поведения данных лиц предусмотренных действующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения.

В теории административного права юрисдикция рассматривается большинством ученых-административистов в качестве самостоятельной правоохранительной деятельности органов государственного управления, охватывающей рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним.

Вместе с тем неверно рассматривать административную юрисдикцию только как деятельность по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях. Под административной юрисдикцией следует понимать, во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), во-вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно-наказательной (или карательной) юрисдикцией [12, с. 24].

Более точное название юрисдикционного производства по делам об административных правонарушениях — административно-деликтная юрисдикция.

В научной литературе существует точка зрения, согласно которой в составе административной юрисдикции выделяют:

  • производство по жалобам;
  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • согласительное производство [14, с. 45].

О.В. Чекалина в содержании административной юрисдикции выделяет:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • производство по административно-правовым спорам;
  • дисциплинарное производство [15, с. 22].

А.Ф. Виноградов отождествляет административную юрисдикцию лишь с производством по делам об административных правонарушениях и в названном производстве выделяет обычное (полное), ускоренное (упрощенное), расширенное производства; производство, связанное со случаями отказа в возбуждении и прекращением уголовного дела при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, а также производства по возмещению имущественного ущерба и в органе второй инстанции [5, с. 32].

И.М. Серебрякова в административно-юрисдикционную деятельность включает:

  • производство по делам об административных правонарушениях;
  • разрешение административно-правовых споров;
  • применение мер административно-юрисдикционного обеспечения [13, с. 55].

По мнению В.А. Поникарова, в состав административной юрисдикции входят производства: по делам об административных правонарушениях; по дисциплинарным проступкам; по жалобам и материальное производство [10, с. 11].

О.В. Гречкина в юрисдикционной деятельности таможенных органов выделяет производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрению таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях; по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, а также дисциплинарное производство в отношении должностных лиц таможенных органов [6, с. 25].

Специфичность административной юрисдикции в деятельности полиции проявляется в том, что она осуществляется во внесудебном порядке органами государственного управления и должностными лицами, обладающими квазисудебными полномочиями [8, с. 35]. Административная юрисдикция имеет много общего со стадией судебного рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел, именуемой судебной юрисдикцией. Юрисдикция как государственно-властная деятельность полномочного органа (органа управления, органа правосудия) состоит в применении закона к юридическим конфликтам и принятии по ним правовых индивидуальных актов (актов юрисдикции) [9, с. 55].

Основным признаком юрисдикционной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, что требует властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.

Таким образом, административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел понимается нами как осуществляемая в определенной процессуальной форме деятельность, носящая правоохранительный, государственно-властный характер, состоящая в рассмотрении и разрешении юридических конфликтов в досудебном порядке, дел об административных правонарушениях, включающая также производство по жалобам, дисциплинарным проступкам, а также производство по применению мер административного принуждения, осуществляемого в рамках соответствующего административно-юрисдикционного производства уполномоченными на то органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Видео (кликните для воспроизведения).

http://wiselawyer.ru/poleznoe/81268-voprosu-opredeleniya-administrativno-yurisdikcionnoj-deyatelnosti-organov-vnutrennikh

Административная юрисдикция органов внутренних дел
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here