Административная ответственность за правонарушения в области

В статье мы постараемся ответить на все вопросы по теме: "Административная ответственность за правонарушения в области". Предлагаем ознакомиться и информацией от авторитетных тематических источников. Если же возникли вопросы - задавайте их дежурному специалисту.

Административная ответственность в информационной сфере

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Данный вид юридической ответственности носит публичный характер, поскольку административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершенное правонарушение и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административно-правовые санкции, связанные непосредственно с информацией, определены гл. 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» КоАП РФ, например:

  1. Ст. 13.11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
  2. Ст. 13.12. Нарушение правил защиты информации.
  3. Ст. 13.13. Незаконная деятельность в области защиты информации.
  4. Ст. 13.14. Разглашение информации с ограниченным доступом и др.

Административно-правовые санкции установлены, кроме того, гл. 5 КоАП «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» за нарушение конституционных прав граждан в информационной сфере (ст. 29 Конституции РФ).

За совершение административных правонарушений в информационной сфере установлены и применяются, как правило, следующие виды административных наказаний:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • приостановление деятельности на определенный срок;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Административно-правовая ответственность строится на началах вины, существующей в форме умысла и форме неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало, либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления такт последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

30. Уголовная ответственность за преступления в информационной сфере. Уголовная ответственность в информационной сфере может наступить в случаях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными — это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка».

Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым — общественная безопасность и общественный порядок и видовым — совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда — как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую — бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции — альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они — в силу тяжести последствий преступления — «урезаны» до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 «Преступления против собственности» Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений». Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 «Кража». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 «Мошенничество». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового

31. Гражданско-правовая ответственность в информационной сфере.

Гражданско-правовые отношения характеризуются равенством участников. Это предопределяет особенности гражданско-правовой ответственности. Главная особенность – наличие имущественного характера принудительных мер воздействия на правонарушителя. К принудительным гражданско-правовым мерам, носящим имущественный характер относятся:

Читайте так же:  Подсудность дел об административных правонарушениях мировому судье

1) меры, связанные с возмещением убытков

2) взыскание неустойки

3) компенсация морального вреда

Имущественные издержки нарушителя, являющееся следствием применения имущественных мер должны компенсировать имущественную сферу потерпевшего.

Меры гражданско-правовой ответственности предусмотрены в порядке и положениях ГК РБ и информационного законодательства, так согласно п.3 ст.969 ГК РБ определяет, что компенсация морального вреда осуществляется в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. Компенсация морального вреда выплачивается в денежной форме и не зависит от вины причинения вреда.

Гражданско-правовая ответственность за правонарушения информационного законодательства можно разделить на договорную и внедоговорную. Договорная ответственность возникает при нарушении условий договора, в которых предусмотрены санкции прямо не обеспеченные нормами законодательства. Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности потерпевшего или его имуществу вреда, который не связан с исполнением договорных обязательств. Пример деликтной ответственности – меры по возмещению вреда, причиненные вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (п.3 ст.965 ГК).

Для наступления гражданско-правовой ответственности должны существовать специфические основания. В доктрине гражданского права и на основании ее философских взглядов можно выделить следующие факты, которые входят в состав правонарушения:

1) противоправность поведения лица (действия или бездействия лица), на которые предполагается наложение ответственности

2) наличие у потерпевшего убытка или вреда ( в том числе морального)

3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступившими последствиями в качестве убытка или вреда

4) наличие вины правонарушителя

Состав гражданского правонарушения (деликта), совершенного вследствие незаконного использования методов получения, находятся в любом режиме.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9020 — | 7286 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административное правонарушение и административная ответственность

Административные наказания являются наиболее частыми мерами пресечения, назначаемыми судебными инстанциями. Однако далеко не все граждане чётко различают понятия — административное правонарушение и административная ответственность, подвергая себя опасности. Наказание часто настигает тех, кто своевременно не был ознакомлен с законодательными документами.

Что такое административное правонарушение

Под данным понятием подразумевается неправомерное действие или бездействие юридического, или физического лица, за которые установлена ответственность согласно действующему законодательству или Кодексу об административных правонарушениях (КоАП).

Основные признаки такого рода проступков приведены в таблице ниже.

Признак Описание
Опасность для общества Выявляется степень посягания на нормальные общественные отношения, а также права и свободы других граждан. Как пример: административными нарушениями общественного порядка являются хулиганство, возникновение угрозы для здоровья и жизни других людей при нарушении правил ПДД и вождении транспорта в нетрезвом состоянии и т. д. Противоправность Определяется в том, что содеянный проступок является действием, которое запрещается действующими федеральными или региональными нормативно-правовыми документами. Как пример, таковыми являются: нарушение правил реализации продовольственных и непродовольственных товаров, пренебрежение правилами охоты и другие противозаконные деяния. Виновность Наступление правовой административной виновности состоит в том, что ответственность возникает, только если имеется прямая вина нарушителя, то есть умышленный или неумышленный проступок (бездействие). Отдельные правонарушения совершаются с умыслом, когда гражданин производит противоправное деяние (бездействие) с осознанием происходящего и дальнейших последствий. К таковым нарушениям относятся: неподчинение сотруднику правоохранительных органов, умышленное невыполнение прокурорских требований, умышленное создание помех дорожному движению и т. д. А некоторые нарушения порядка происходят по неосторожности, когда гражданин не предвидел возможности наступления негативных последствий, возникающих по причине своего действия или бездействия. Такими проступками являются: управление транспортным средством лицом, которое не имеет права на вождение, и надеется самостоятельно предотвратить ДТП, полагаясь на свой опыт и малый трафик. Наказуемость Означает, что привлечение к ответственности возможно только, если наказание предусмотрено федеральными законодательными документами либо кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

Согласно действующему законодательству, данное понятие формируется при участии 4 основных элементов, которые подробно разобраны в таблице ниже.

Видеорегистрация нарушителей ПДД

Административный штраф

Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера. Он является денежным наказанием и выражается во взыскании с нарушителя определенной суммы денежных средств (ст.3.5 КоАП РФ).

Размеры административного штрафа устанавливаются дифференцировано:
— для граждан в размере, не превышающем 5 000 рублей, а в случаях, предусмотренных ст. 5.38, 20.2, 20.2_2, 20.18, ч. 4 ст. 20.25 КоАП РФ — 300 000 рублей;
— для должностных лиц — 50 000 рублей;
— для юридических лиц — 1 млн. рублей.

Размер административного штрафа не может быть менее 100 рублей.

Следует подчеркнуть, что наложение штрафа не освобождает виновных от возмещения причиненного вреда (материальная, гражданско-правовая ответственность).
в

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности

Административное приостановление деятельности может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания и может устанавливаться и применяться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сроком не более чем на 90 суток (ст.3.12 КоАП РФ).

Временное прекращение деятельности юридического лица или индивидуальных предпринимателей применяется:
— угрозы жизни или здоровью людей;
— возникновения эпидемии, эпизоотии;
— заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
— наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
— причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Виды административного приостановления деятельности:
— временное прекращение деятельности;
— временное прекращение эксплуатации.

Объекты временного прекращения деятельности:
— лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
— юридические лица;

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Ответственность за административные правонарушения в области строительства

Сфера строительства напрямую связана с жизнью и здоровьем людей, которые будут пользоваться зданиями и сооружениями. Качество материалов, правильность соблюдения технологий и проектной документации определяет эксплуатационные характеристики объекта, его долговечность и безопасность. В юридической практике нередко встречаются административные правонарушения в строительстве, которые наносят урон интересам граждан.

Читайте так же:  Права защитника по административному делу

Что такое административная ответственность

Под данным правовым понятием принимается применение административных взысканий. Она проявляется в применении госорганами и их должностными лицами мер воздействия к гражданам или организациям, которые в разной степени нарушают действующее законодательство.

Назначение административной ответственности (АО) имеет характерные особенности, которые заключаются в следующем:

  • вердикт о назначении АО может быть выдан только законодательными и исполнительными органами власти, которые имеют на это компетенцию;
  • установить АО могут только на основании совершенного административного правонарушения, которое перечит действующему законодательству;
  • основное отличие такой ответственности от дисциплинарной в том, что вторая применяется, если наказание назначается начальником для своего сотрудника, тогда как административная может наступить только после назначения исполнительными органами власти;
  • нести ответственность придётся вне зависимости от того, возникли ли какие-либо последствия или нет. Назначение административного взыскания происходит по факту нарушения закона.

Действующими законодательными документами определены разновидности административной ответственности, которые прописаны в таблице ниже.

Вид АО Краткое описание
Предупреждение Разновидность взыскания, которая заключается только в моральном осуждении нарушителя закона. Право на предупреждение чаще всего предоставляется для граждан, которые совершили незначительный проступок впервые. Взыскание производится в письменной форме, которая выдается правонарушителю Административный штраф Единоразовое денежное взыскание, насчитываемое в фиксированной сумме. Размер штрафа может рассчитываться на основании следующих факторов: в сумме МРОТ; в размере оценочной стоимости украденного, потерянного или поврежденного имущества; в фиксированной сумме.

Терминал для оплаты административных взысканий

Каждому гражданину, пребывающему на территории Российской Федерации, требуется знать КоАП. Понимание того, за какие правонарушения наступает административная ответственность, необходимо во избежание правонарушений и возникновения проблем с законом. Действующее законодательство строго определяет перечень действий, которые являются нарушениями и разновидности административной ответственности, которая за ними последует.

Статья 5. Административная ответственность за правонарушения в области градостроительства

Статья 5. Административная ответственность за правонарушения в области градостроительства

Административная ответственность устанавливается за следующие правонарушения в области градостроительства:

1. Нарушение прав граждан на участие в обсуждении градостроительной документации, проектов и проведении независимой экспертизы проектной документации; представление недостоверной информации о состоянии среды жизнедеятельности или непредставление такой информации —

влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

2. Предоставление земельных участков с нарушением требований градостроительной документации о застройке территорий городских и сельских поселений и правил застройки, нарушение установленного градостроительной документацией и градостроительными регламентами правового режима использования территориальных зон —

влекут за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

3. Нарушение разрешенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости; нарушение порядка выполнения инженерных изысканий для осуществления градостроительной деятельности; нарушение установленных параметров объектов инженерной и транспортной инфраструктур; размещение временных объектов, предназначенных для торговли непродовольственными и продовольственными товарами, открытых стоянок автомобильного транспорта на территориях общего пользования без соответствующих разрешений —

влекут за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

4. Самовольная вырубка многолетних зеленых насаждений на территории общего пользования —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

5. Нарушение установленного порядка разработки и утверждения градостроительной документации —

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

6. Разработка градостроительной документации без соответствующих лицензий —

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

7. Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство (самовольная постройка) —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц -в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

8. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний органов архитектуры и градостроительства —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

9. Уклонение от исполнения требований обеспечения условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур —

влечет за собой наложение штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

10. Нарушение установленного порядка разработки и утверждения проектной документации —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

11. Нарушение красных линий —

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды сточными водами

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

12. Незаконное размещение, нарушение установленных размеров вывесок и иной визуальной информации или их уничтожение —

влекут за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

13. Недопущение должностных лиц органов архитектуры и градостроительства на объекты недвижимости, находящиеся в стадии строительства, реконструкции или ремонта, для осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве —

влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

>
Органы, рассматривающие дела о правонарушениях в области строительства и градостроительства
Содержание
Закон Республики Саха (Якутия) от 4 мая 2000 г. З N 185-II «Об административной ответственности за правонарушения в области.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Административная ответственность за правонарушения в области

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Е.С. ШУГРИНА

Е.С. Шугрина, кандидат юридических наук, доцент, директор программы содействия развитию адвокатской деятельности ABA CEELI.

Несмотря на то что административная ответственность существует давно, ее можно отнести к одному из самых динамично развивающихся правовых институтов. Примером тому служит формирование правовых основ административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях. К ведению России в области законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.3) отнесено установление:

— общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

— перечня видов административных наказаний и правил их применения;

— административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

— порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Бланкетные нормы, а также нормы, регулирующие отдельные вопросы административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления, содержатся в законодательстве федеральном и субъектов Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Федерации обязаны установить административную ответственность граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления:

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления (ст. 7);

— за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

— за непредставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых для формирования проекта соответствующего местного бюджета (ст. 84) .

См.: Курманов М.М., Миннегулов И.Х. Проблемы установления административной ответственности во исполнение федерального закона о местном самоуправлении // Современное право. 2006. N 1.

В пяти субъектах Федерации (Амурская, Иркутская, Омская и Пензенская области, Корякский автономный округ) законы уже приняты. В них регулируются все или большая часть составов административных правонарушений.

Согласно Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях 2003 года неисполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц (ст. 9.3). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять главы местного самоуправления (главы администраций) и их заместители (ст. 12.3).

В Законе Удмуртской Республики от 16.11.2001 «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» указано, что неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно невыполнение в установленный срок постановления должностного лица местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, если иное не установлено федеральным законодательством или этим Законом, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц (ст. 19). Протоколы вправе составлять исполнительные органы местного самоуправления (ст. 31), дела рассматриваются мировыми судьями (ст. 28).

В ст. 55 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» предусматривается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданами, руководителями организаций, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных правовых актов влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 74).

Административная ответственность может наступить за нарушение норм таможенного, налогового, финансового законодательства, за правонарушения в области строительства и др. Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Федерации. Толкование понятия должностного лица в административном и муниципальном праве различается. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, так как эта норма специальная . Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП РФ, например ст. 14.9.

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) СЕ. Чаннова включен в информационный банк.

Читайте так же:  Подать жалобу на судебного пристава исполнителя

См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. СЕ. Чаннова. М., 2004. С. 239.

Одной из особенностей КоАП РФ является возможность привлечения к административной ответственности не только должностных, но и юридических лиц (органов местного самоуправления). Последние подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10). Субъектом административной ответственности могут быть одновременно и должностное, и юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1). Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо.

К сожалению, бюджетная сфера характеризуется низкой эффективностью бюджетно-правового регулирования, отсутствием четкого и простого механизма применения мер как административной, так и финансовой ответственности в сфере бюджетных отношений. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие правонарушения: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14); нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16). Этим правонарушениям корреспондируют нормы БК РФ (статьи 289 — 291, 304). Двенадцать видов нарушений бюджетного законодательства (статьи 293, 295 — 303, 305, 306) не содержатся в КоАП РФ, хотя предусматривают наложение штрафов в соответствии с ним.

В отличие от административной меры бюджетной ответственности не применяются одновременно к юридическому и виновному должностному лицу. Однако сохраняется возможность наложения на правонарушителя одновременно мер административной и бюджетной ответственности. Так, бюджетные нарушения, предусмотренные статьями 15.14-15.16 КоАП РФ, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц. Согласно БК РФ (статьи 282, 289 — 306) из всех мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства в отношении должностных лиц возможно применение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и наложения штрафа .

См.: Осин А.А. Ответственность должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства // Финансы. 2004. N 12.

В КоАП РФ несколько сужен круг лиц, которых можно подвергнуть административному взысканию. Административный штраф может быть наложен только на должностных лиц — получателей бюджетных средств (статьи 15.14 — 15.16). Согласно ст. 162 БК РФ ими являются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Нормы бюджетного законодательства не согласуются с нормами КоАП РФ. При совершении правонарушений, предусмотренных БК РФ, невозможно применить предусмотренную в бюджетном законодательстве меру ответственности — наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и кредитных организаций, так как эти нормы отсылают к КоАП РФ, в котором отсутствуют соответствующие составы правонарушений .

См.: Архипенко Т.В., Макаров А.В. Соотношение административной и бюджетной ответственности // Финансовое право. 2004. N 4.

Еще одной проблемой является пробельность и противоречивость административного и бюджетного законодательства в части процедуры привлечения к ответственности. Некоторые субъекты Федерации принимают законы, чтобы их устранить.

В Законе Ульяновской области от 24.02.2005 N 014-30 «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Ульяновской области», в частности, указывается, что дела об административных правонарушениях в отношении средств бюджетов муниципальных образований рассматриваются мировыми судьями (ст. 4).

КоАП РФ впервые ввел такое административное наказание, как дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 3.11). Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и может быть применено к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, членам совета директоров, индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) . Статья 32.11 КоАП РФ предусматривает немедленное прекращение договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, что соответствует положениям ст. 77 Трудового кодекса РФ, указывающим на возможность прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным федеральными законами

См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.Н. Сидоренко. М., 2006.

См.: Горячев А.С. Административная ответственность руководителя // Право и экономика. 2005. N 6,7.

Согласно КоАП РФ дисквалификация возможна за следующие административные правонарушения:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

— незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную
историю (ст. 5.53);

— фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

— осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст.
14.23);

— нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей (ст. 14.25);

— незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29);

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения)
органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5).

Статьи 14.12 — 14.13, 14.25, 14.29 КоАП РФ содержатся в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», поэтому вряд ли могут быть применены к должностным лицам органов местного самоуправления. А вот ст. 19.5 применима к должностным лицам органов местного самоуправления, например за нарушения в бюджетной сфере по результатам проверки Счетной палатой РФ или иным контрольным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц или дисквалификацию, на юридических — штраф.

Читайте так же:  Загрязнение окружающей среды и природы человека

Административная ответственность за правонарушения в области

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.
б

Административные правонарушения в строительстве

Вопросы административных правонарушений в сфере строительства регулирует глава 9 КоАП, которая содержит ряд статей, предусматривающих различные меры наказания.

Нарушение нормативных требований

Ч.1 ст. 9.4 КоАП предусматривает ответственность за несоблюдение техрегламентов, проектной документации и положений иных документов, содержащих требования к стандартизации и техническим условиям. Если эти действия создали угрозу безопасности объекта капстроительства или повлекли причинение вреда здоровью и жизни людей деяние квалифицируется по ч.2 ст. 9.4 КоАП, на основании которой выносится штраф в размере:

  • физлица – 2-4 тыс. рублей;
  • должностные лица – 30-35 тыс. рублей;
  • ИП – 35-40 тыс. рублей;
  • юрлица – 300-600 тыс. рублей.

Для ИП и компаний возможно приостановление деятельности срок до 60 дней.

В случае рецидива правонарушения, которое предусмотрено ч.2 этой статьи наказание ужесточается. Для юрлиц штрафы уже составят от 700 тыс. до 1 млн рублей, также предусмотрена временная приостановка деятельности на трехмесячный срок.

Несоблюдение существующего порядка строительства, реконструкции и капремонта

Нарушения в этой сфере правоотношений попадают под действие ст. 9.5 КоАП, которая квалифицирует как противоправные следующие виды деятельности:

  • возведение и реконструкция объектов без наличия специального разрешения;
  • несоблюдение установленных сроков извещения либо не уведомление компетентных органов, уполномоченных на выполнение госстройнадзора, о начале возведения и реконструкции объектов либо о времени окончания работ;
  • продолжение строительства без наличия составленных актов об устранении нарушений, найденных компетентными органами;
  • предоставление разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения без наличия заключения уполномоченных органов;
  • эксплуатация зданий и сооружений без получения соответствующего разрешения (кроме случаев, когда это не требуется).

Другие виды правонарушений

Сферы строительства касается ряд иных глав КоАП. В частности, ст. 8.1 предусматривает наложение штрафа за нарушение требований экологических норм при возведении, введении в эксплуатацию, капремонте и реконструкции объектов капитального строительства. Физлица заплатят от 1 до 2 тыс. рублей, должностные работники от 2 до 5 тыс. рублей, а компании отдадут государству от 20 до 100 тыс. рублей.

Согласно ст. 19.5 КоАП, административную ответственность влечет невыполнение в положенный срок предписания органа, уполномоченного для госнадзора, или экспертного органа. Ст. 7.14 КоАП квалифицирует как правонарушение организацию и осуществление строительных работ без одобрения государственного органа, занимающегося надзором за состоянием объектов культурного значения. Это влечет наказание в виде штрафа:

  • для физлиц – от 15 до 100 тыс. рублей;
  • для должностных лиц – от 20 до 300 тыс. рублей;
  • для предприятий и организаций – от 100 тыс. до 1 млн рублей.

Ст.24 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» обязывает компанию или физлицо, которое допустило отклонение от выполнения архитектурного проекта без одобрения его автора и компетентного органа, предоставившего разрешение на возведение объекта, ликвидировать данные нарушения. Кроме того, инициаторы самовольной постройки несут административную ответственность.

Какие виды административного правонарушения существуют?

Действующими законодательными документами установлено несколько видов административных нарушений, зависимо от объекта. Разновидности такого рода правонарушений приведены в таблице ниже.

Вид АП Описание
Гражданские Нарушение трудового законодательства и условий на рабочем месте, а также пренебрежение правилами гигиены и санитарно-эпидемиологических норм и т. д. Имущественные Кражи в мелких размерах, нарушение прав госсобственности на земельный, лесной и водный фонды, и т. д. Экологические, культурные и исторические Загрязнение окружающей среды, нарушение пожарной безопасности в лесах, незаконная охота или вырубка деревьев и т. д. Промышленные Неправильное использование газа, повреждение электросетей, надругательство над памятниками культуры и истории, и т. д. Сельскохозяйственные, транспортные и сферы ЖКХ Нарушение безопасности авиаперевозок, повреждение телефонных автоматов, неправильное использование жилых помещений и т. д. Финансовые и торговые Неправомерная реализация товаров и услуг, уклонение от подачи декларации о доходах в Налоговую службу и т. д. Сфера управления Неподчинение сотрудникам правоохранительных органов, мелкое хулиганство, нарушение правил таможни, употребление спиртного в общественных местах и т. д.

Правонарушения в строительной сфере

Действующий Градостроительный кодекс регламентирует порядок осуществления деятельности в области возведения жилых и производственных объектов, а также называет виды правонарушений за несоблюдение требований закона.

Российское законодательство трактует правонарушение в сфере строительства как невыполнение императивных требований госстандартов, технических условий, отраслевых правил и норм, а также иных нормативных актов, которое влечет уменьшение или потерю устойчивости зданий и сооружений либо их отельных конструктивных элементов. К числу противоправных деяний относится также несоблюдение действующего организационно-правового порядка возведения объектов и ввода их в эксплуатацию.

Правонарушения в сфере долевого строительства

Ст. 14.28 КоАП устанавливает ответственность за несоблюдение требований законодательства в сфере организации и финансирования строительства. Например, предусмотрено наказание за нарушения закона о долевом строительстве, что в последние годы стало частым явлением в России. Многие люди не знают, куда обращаться в случае нарушений застройщиком интересов дольщиков.

Инспекция вправе направлять исковые заведения для защиты прав последних, добиваясь заморозки привлечения средств или даже ликвидации проблемной компании.

Видео (кликните для воспроизведения).

В качестве меры административного наказания за противоправное привлечение средств населения для долевого строительства при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния предусмотрен штраф для должностных работников в диапазоне 20-50 тыс. рублей, для юрлиц от 500 тыс. до 1 млн рублей.

Источники

Административная ответственность за правонарушения в области
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here